Не пропусти
Главная > Экономика > Что происходит с ценами на ГСМ? Объясняем максимально коротко и понятно

Что происходит с ценами на ГСМ? Объясняем максимально коротко и понятно

Что происходит с ценами на ГСМ? Насколько вырастут цены? Столкнется ли республика с дефицитом топлива? Почему мы не закупаем бензин в Казахстане и не производим его сами? Редакция Kaktus.media максимально коротко рассказывает, что происходит на рынке ГСМ.

Цены на ГСМ растут везде?

Да, это общемировая тенденция.

На 13 сентября 2021 года среднемировая цена составила 1,20 доллара США за литр бензина, 1,07 доллара – за литр дизеля.

Значительный рост цен произошел также в странах ЕАЭС и СНГ.

Сегодня литр популярного бензина АИ-92 стоит:

  • в Армении – 79 сомов,
  • в Беларуси – 66,1 сома,
  • в Узбекистане – 64,7 сома, в Таджикистане – 75,3 сома,
  • в Кыргызстане – 55,7 сома,
  • в России – 53,1 сома,
  • в Казахстане – 35 сомов.

Необходимо отметить, что в Кыргызстане самое дешевое топливо среди импортозависимых стран.

Цены начали расти с октября 2020 года вместе с восстановлением мировой экономики после пандемийного кризиса. Подорожание топлива коснулось в первую очередь импортозависимых стран.

А мы производим ГСМ? Ведь у нас есть нефть

Всего в Кыргызстане 17 мест добычи нефти, но 16 из них относятся к мелким и только одно к средним. Наша нефть низкого качества, из нее производится бензин АИ-80, дизельное топливо и мазут.

Почему мы покупаем ГСМ в России?

Для Кыргызской Республики, которая является членом ЕАЭС, установлены льготные цены на нефтепродукты, согласно объемам утвержденного индикативного баланса. Отпускные цены нефтеперерабатывающих заводов для Кыргызстана приравнены к внутренним ценам России. Т. е. нефтеперерабатывающие заводы отпускают товар российским нефтетрейдерам по тем же ценам, что и для нашей страны. В настоящее время 95% нефтепродуктов завозится из России. Ни одна из других соседних нефтедобывающих стран не предоставляет подобных льгот.

Между КР и РФ в рамках межправительственного соглашения ежегодно утверждается индикативный баланс по бензину (460 тыс. тонн) и дизельному топливу (485 тыс. тонн). Согласованные объемы поступают в республику без уплаты экспортной пошлины. Ежегодно наша страна экономит по экспортной пошлине более 20 млн долларов.

То есть наши цены на АЗС напрямую зависят от цен заводов в России?

Не совсем. Местные нефтетрейдеры ведут политику сдерживания цен путем приобретения двухмесячного запаса.

Так, с января по сентябрь 2021 года:

  • отпускные цены российского завода на бензиновую группу выросли на 130% (или 2,3 раза);
  • отпускная цена российского завода на дизельное топливо выросла на 70% (или в 1,5 раза).

При этом фактический рост цен на АЗС в Кыргызстане с начала года составил:

  • по бензиновой группе – 55%;
  • по дизельному топливу – 40%.

Какой объем топлива Кыргызстан получит на льготной основе до конца года?

На 15 сентября Кыргызстан уже импортировал из России около 400 тыс. тонн бензина и 340 тыс. тонн дизельного топлива. После того как этот лимит будет исчерпан, Кыргызстан начнет получать ГСМ с учетом экспортной пошлины. А это значит, что цена увеличится на 1,5 сома на литр (экспортная пошлина = 20 $/тн). По нашей информации, сейчас правительство активно ведет переговоры с российской стороной, пытаясь увеличить объем топлива, который ввозится без пошлины.

Почему мы не покупаем ГСМ в Казахстане? Ведь там они дешевле

Ошибочно думать, что если будут поставки из Казахстана, то в Кыргызстане будут такие же цены, как в соседней республике. Казахстан реализует ГСМ в другие страны по биржевым ценам и с учетом экспортной пошлины в 60 $/т., в результате чего себестоимость топлива из Казахстана практически сравнивается с ценой приобретения и доставки топлива из России. Текущие цены на АЗС в Казахстане – это убыточные цены, специально утвержденные государством только для внутреннего потребления, они субсидируются за счет доходов от экспорта сырой нефти.

Более того, в настоящее время на внутреннем рынке Казахстана имеется дефицит топлива, действует запрет на вывоз нефтепродуктов из республики. Уже четвертый год правительства Казахстана и Кыргызстана обсуждают заключение соглашения о беспошлинной поставке ГСМ из Казахстана, но оно до сих пор не подписано.

У нас тоже будет дефицит?

Эксперты заявляют, что в ближайшие 2 месяца дефицита топлива не будет. Договоренности о новых поставках имеются. Однако в сложившихся условиях роста мирового спроса на ГСМ, который уже превысил допандемийный период, снижения отпускных цен российских заводов ждать не приходится.

Kaktus.media 

О По материалам инфоагентств

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан

Этот сайт защищен reCAPTCHA и применяются Политика конфиденциальности и Условия обслуживания Google.

x

Check Also

Плюсы и минусы электронного золота в КР — обезличенных металлических счетов

В Кыргызстане становится популярным вложение и инвестирование средств. Sputnik решил разобраться в преимуществах и недостатках ...

Россия разместит в Кыргызстане и Таджикистане «военный интернет»

Минобороны России приняло решение развернуть на 201-й военной базе (ВБ) в Таджикистане и авиабазе «Кант» ...

Кыргызстанцев бесплатно и анонимно протестируют на ВИЧ на рынках и в магазинах

В Кыргызстане в течение ноября будет проходить Национальная кампания ко Всемирному дню борьбы со СПИДом. ...