Не пропусти
Главная > Новости > Трудовые будни энергетиков района

Трудовые будни энергетиков района

Зима позади. Как сработал в холода Жайылский РЭС, готов ли к новому испытанию, когда ТЭЦ завершит отопительный сезон и нагрузки на электрические сети увеличатся. Об этом и многом другом, в том числе и об «умных» счетчиках, мы поговорили с начальником Жайылского РЭС Таалайбеком Сатыбалдиевым.

 Корр.: Как вы перезимовали?

Таалайбек Сатыбалдиев: Если можно это так назвать, то отвечу  — хорошо. Аварийных отключений практически не было. Вообще в последнее время количество аварий в электросети Жайылского района сокращается.  Если в 2015 году их было 49, то в 2016  — 39. По сравнению с другими районами это хорошие показатели. Там было до 120 отключений. И это при том, что прошлый год был дождливым, снежным и трижды шквалистые ветры превышали 17 метров в секунду, хотя, по ГОСТу, провода должны выдерживать силу ветра 16 метров в секунду. Аварийные ситуации устраняли в течение суток. А вообще за летний период 2016 года мы успели подготовить сети к зимнему периоду — спилить сухостой, отремонтировать сломанные изоляторы, заменить слабые провода. С начала года по району было четыре аварийных отключения, остальные – это плановые работы.

Корр.: Раньше вы оповещали население о предстоящем отключении. Почему не делаете этого сейчас?

Таалайбек Сатыбалдиев: Напротив, сейчас мы более оперативно и точно оповещаем жителей о предстоящих работах. Только делается это через Интернет. Есть сайт ОАО «Северэлектро». И как только мы подаем заявки, а они поступают за три дня до проведения работ, то сразу же  публикуется информация, где и какие улицы будут отключены.

Корр.: Часто ли абоненты остаются без электроэнергии?

Таалайбек Сатыбалдиев: Такой ситуации, как, допустим 10 лет назад, когда жители были без электроэнергии неделями, — нет. В Жайылском районе 4 года действует пилотный проект, согласно которому без света людей на длительный период мы не оставляем. Если раньше ремонт трансформатора делали за несколько дней и на месте, то это был некачественный ремонт. Понятно, что на месте как следует оборудование не проверишь. А если трансформатор забирать на базу и ремонтировать его там, проводить испытания, то это занимало много времени. Согласно пилотному проекту, мы создали резервный комплект трансформаторной подстанции. В цехе на базе мы подготовили одну трансформаторную подстанцию, сделали капитальный ремонт, поставили новые автоматы, провели лабораторные испытания. В общем этот комплект полностью готов к установке и запуску. Если у нас где-то происходит аварийное отключение, то в любой момент мы можем отвезти этот трансформатор и установить его за 4-5 часов, а старый или вышедший из строя забрать на ремонт. Соответственно тот, который мы сняли, становится резервным — его ремонтируем в течение 1-2 месяцев, и он готов прийти на смену следующему, подлежащему ремонту, трансформатору.

Корр.: Из каких кварталов г. Кара-Балта чаще всего поступают жалобы на отсутствие электроэнергии?

Таалайбек Сатыбалдиев: Если взять город, то, это, конечно, кв. Оторбаева. Но в последнее время там отключать стали реже. В чем была проблема? Во-первых, они подключены к самой большой и загруженной высоковольтной станции «Алексеевка» (от села Алексеевка до «Бакая»), где находятся много трансформаторов. И если идут ремонтные или профилактические работы, то отключаем всю станцию. Во-вторых, там была проблема с кабелями. Они были мощностью всего 6 кВ, сейчас их поменяли на 10 кВ. Две кабельные линии там перевели на воздушные. В этом районе много жалоб еще и потому, что там водозаборная скважина. И если нет электроэнергии, то в квартирах нет воды, и через 3-4 часа без света и воды люди, конечно, жалуются.

Корр.: Планируете ли разгрузить эту линию?

Таалайбек Сатыбалдиев: Ее разгрузить сейчас и невозможно, и нет необходимости. Наша задача — сделать все, чтобы она работала без аварийных отключений, что мы и делаем. В этом году мы планируем разгрузить подстанцию С, которая находится в верхней части города, и на ней районная больница. ОТБ входит в первую категорию абонентов, которых мы вообще не можем отключать. Там родильный дом, отделение реанимации, а из-за высокого потребления электроэнергии трансформатор греется. Поэтому частный сектор около кв. Западного, СШ №8 мы будем переводить на высоковольтную станцию «Алексеевка».

Корр.: Как обстоят дела в «почтовом»?

Таалайбек Сатыбалдиев: Если проанализировать ситуацию, которая сложилась сейчас и 10 лет назад, то уверенно могу сказать, что потребление электроэнергии в многоэтажных домах выросло в разы. Практически везде головные трансформаторы и провода нагреваются именно в многоквартирных домах. Сложность в том, что подземные кабели мощностью 6 кВ, которые были заложены 30-40 лет назад, сейчас не выдерживают нагрузок. Поэтому нужно проводить воздушные провода мощностью 10 кВ. Раньше такого перегруза на многоэтажки не было. Особенно это ощущается в межсезонье, ведь включаются обогреватели. Летом тоже вырастает потребление, т.к. многие устанавливают кондиционеры мощностью 4-5 кВт в час. В последнее время потребление особенно возросло (в два и больше раза) в кв. Победы. Там даже пришлось поставить дополнительный трансформатор.

Корр.: А какова ситуация в селах Жайылского района?

Таалайбек Сатыбалдиев: Недавно во всех айылных аймаках прошли сходы жителей, где обсуждались разные вопросы, в том числе и обеспечение электроэнергией. Осталось только провести собрание на Суусамыре. На этих сходах люди жаловались, что происходят аварийные отключения. Там проблема в том, что у деревянных опор истек срок эксплуатации в два и больше раза, а во многих местах они вообще сгнили. В прошлом году в с. Буденовка мы заменили деревянные столбы на железобетонные протяженностью 1,5 км, в с. Большевик на 1 км. Заодно и провода поменяли. В перспективе мы будем протягивать уже не простые провода,  а СИП — самонесущие провода, т.е. это более крепкие кабели. Например, если столб падает, то кабель может выдержать его вес и при этом не повредиться. И во время ремонта мы выравнивали столб, а провода подтягивали. И такие провода СИП уже установлены в Бишкеке. В этом году мы хотим заложить 13 км СИП для села Сосновка. Из верхних сел поступает тоже немало жалоб.

Корр.: Насколько нам известно, жалуются абоненты и на ваши «умные» счетчики, они «накручивают» показатели.

Таалайбек Сатыбалдиев: Эти счетчики правильно называются интеллектуальными приборами учета. Да, многие недовольны тем что платить по ним стали больше. Но фактически к нам поступило около 10 заявлений от абонентов. Мы провели по каждому исследования, выставили на экспериментальные стенды и доказали абонентам, что приборы работают точно. Погрешность этих счетчиков всего 0,01%. Счетчики старого образца могли ошибаться на 0,5-1%. Почему это происходило? Население раньше устанавливало 10-, 20-амперные счетчики при техусловии 5 ампер. Бралась нагрузка с запасом, чтобы прибор учета не перегорал. Но эти мощные счетчики не учитывали маломощное потребление, такое как светодиодные лампочки, зарядное устройство мобильного телефона, электронные часы и другое. Сейчас мы меняем трехфазные приборы учета. Всего у нас трехфазников 5800 человек, в том числе с электроотоплением 3700. На сегодня интеллектуальные приборы учета установлены 3307 абонентам,  в том числе 171 промышленному — это коммерческие, сельскохозяйственные и некоторые бюджетные организации. Осталось поставить еще 2,5 тысячи таких счетчиков. Что это дает? Во-первых, сократились коммерческие потери электроэнергии. Во-вторых, если от абонентов поступает жалоба, что напряжение в сети слабое или, наоборот, высокое, то мы можем вместе с абонентом в программе отследить, были ли в указанное время скачки электроэнергии, и было ли это по вине РЭС (если у соседей тоже был скачок) или сам потребитель превысил установленную нагрузку. А если учесть, что обычно жалобы поступают на скачки напряжения в часы утреннего и вечернего максимума, то это свидетельствует о том, что люди (обычно неосознанно) сами допускают перепады напряжения в своей сети. «Умные» счетчики — трехфазные — позволяют использовать до 24 кВт в час, т.е. на каждую фазу «Северэлектро» дает по 8 кВт. Но это должны быть редкие случаи, например, при запуске электродробилки для хозяйственных нужд. На счетчике есть две лампочки, и если абонента отключили за неуплату, загорается одна лампочка, если из-за превышения лимита, то другая. Во втором случае следует отключить мощные приборы и  через 15 минут включить счетчик самостоятельно.

Корр.: Как-то уменьшилось потребление электроэнергии после того, как вы поставили «умные» счетчики?

Таалайбек Сатыбалдиев: В октябре 2016 года ОАО «Северэлектро» начало установку «умных» счетчиков в Жайылском районе в рамках проектов, которые спонсирует Всемирный банк. Поддержку оказывает и Немецкий банк развития KFW, предоставивший кредитные средства. Счетчики нового образца начали устанавливать по всему Кыргызстану, на основании внутреннего распоряжения головного правления «Северэлектро». Электрики утверждают, что это делается в благих целях, но вот жайылцы, получив первые счета, в этом начали сомневаться. Они стали жаловаться на нереальные цифры.

В первую очередь мы стали ставить современные приборы учета в особняках, потому что они много потребляют электроэнергии для отопления больших домов, например в квартале Бакай. Первые два-три месяца у них стали выходить большие суммы, а также киловатты, которые мы теряли раньше. Начались задержки по оплате, мы стали их отключать. А потом они стали экономить и подключать альтернативное отопление  — уголь, газ. Зато теперь нет никакого взаимодействия между контролером и абонентом, т.е. возможность какого-либо сговора уже отсутствует. Например, были такие случаи, когда абонент занижает показатели, а потом выплачивает понемногу в течение всего летнего периода. Теперь такого нет. База данных находится в Бишкеке, и они там сами все отслеживают. После того, как мы завершим устанавливать эти счетчики абонентам-трехфазникам, начнется их установка и однофазным абонентам. Когда это будет, сказать пока не могу. Но есть районы, где «умные» счетчики уже ставят вместо простых однофазных.

Корр.: Спасибо за интервью!

Елена Полещукова. Фото автора

О

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

x

Check Also

Железная дорога — не место для игр!

В г. Кара-Балта проводятся профилактические работы по предупреждению детского травматизма на железнодорожных путях.  На текущей ...

На новогодних каникулах произошло ДТП, в котором погиб школьный учитель.

В дорожно-транспортном происшествии погиб учитель физкультуры школы-лицея № 10 им. Макаренко г. Кара-Балта  А.у.Э. Это ...

Ветеран ВОВ Павел Петрович Нестеров отметил столетний юбилей

Ветерану ВОВ из г. Кара-Балта Павлу Петровичу Нестерову исполнилось 100 лет.  Свой день рождения юбиляр ...