Не пропусти
Главная > К сведению > Техническое состояние автотранспорта

Техническое состояние автотранспорта

Видите ли вы  на улицах автомобили, которые выглядят подозрительно дефектными? А часто ли вы ездите на общественном транспорте, который дышит на ладан? Я уверена, что часто, потому что сама пользуюсь такой услугой за неимением собственного транспорта.

Пытаясь разобраться в ситуации, почему на наших дорогах много автомобилей в неудовлетворительном техническом состоянии, мы обратились к директору ОсОО «Кара-Балтинский техосмотр» Азамату Орозбекову. По закону, обязательный регулярный техосмотр должны проходить автомобили, используемые в предпринимательской деятельности по перевозке пассажиров (в том числе легковые автомашины (такси), грузов, опасных грузов, нефтепродуктов. Кроме того, осмотр требуется специальным и специализированным средствам. Другим наземным транспортным средствам, согласно закону, технический осмотр только рекомендуется, и его автовладельцы проходят в добровольном порядке.

«Транспорт, задействованный в перевозке пассажиров, должен осматриваться два раза в год. Во время техосмотра технический эксперт обязательно проверяет тормозную систему, работоспособность люфта рулевого управления и внешние световые приборы. Двигатель тоже требует проверки. Соответствовать требованиям должны зеркала, замки дверей, аварийная сигнализация, звуковой сигнал, ремни безопасности. Проверяют наличие огнетушителей, знака аварийной остановки и многое другое. Всего более 60 пунктов, и если хотя бы один из них не соответствует нормам — техосмотр не пройден. Стоимость всей процедуры составляет от 550 до 1000 сомов, в зависимости от типа транспортного средства», — проинформировал Азамат Орозбеков.

И если мы применим этот закон к реалиям сегодняшнего дня, то больше половины машин, которые ежедневно «бомбят» в Кара-Балте и селах Жайылского района, точно не пройдут многие пункты технической процедуры. Зачастую в транспорте даже дверные ручки отсутствуют. И чтобы выбраться из машины, должен открыть дверь кто-то снаружи. Интересно, а если начнется пожар или землетрясение, мне тоже придется ждать, пока откроют снаружи? Так кто должен контролировать данную ситуацию?

«Президент КР А. Атамбаев в 2012 году подписал Закон «О внесении изменений и дополнений в Закон «Общий технический регламент КР по безопасности наземных транспортных средств», принятый Жогорку Кенешем. Согласно постановлению правительства, техосмотру подлежит только тот наземный автотранспорт, который используется в коммерческих целях: такси и машины для перевозки грузов, спецтехника. Другие автомобили проходят техосмотр в добровольном порядке. Поэтому многие водители воспользовались этим послаблением. Легковушки проходят техосмотр только в том случае, когда выезжают за пределы страны. А таксисты не признаются, что занимаются коммерческой деятельностью, поэтому они вообще не проходят процедуру. Доказать, что они занимаются частным извозом сложно, кроме официально зарегистрированных. Мы не можем заставлять их проходить техосмотр. Такие полномочия есть только у инспекторов ГУБДД», — отметил А. Орозбеков.

С такими водителями пытаются бороться и налоговые инспекторы. По данным заместителя начальника налоговой службы по Жайылскому району Нурлана Маманова, все субъекты, оказывающие услуги населению, должны оплачивать налоги, то есть приобретать патент. Стоимость патента на 30 дней для такси составляет 500 сомов. Все деньги, которые они оплачивают, идут в местный бюджет.

«100% остается в городе Кара-Балта. Эти деньги могут идти на ремонт и строительство новых дорог, ремонт школ, детских садов и других социальных учреждений. Конечно, есть и добросовестные таксисты, которые ежемесячно оплачивают, но их очень мало. Из общего количества водителей, которые занимаются частным извозом, только 10-15% сознательных и добросовестных водителей. Остальная часть налоги не платит. А потом эти люди жалуются на плохое состояние дорог и другие проблемы в городе! Мы в прошлом году в двух местах устанавливали баннеры с призывом оплачивать налоги, так как это будущее наших же детей. Но, к сожалению, социальная реклама не дала результата. Люди как скрывали свою деятельность, так и продолжают это делать», — сообщил Нурлан Маманов.

И чтобы выявить таких таксистов, налоговики совместно с инспекторами ГУБДД систематически проводят рейды. Но если другие виды бизнеса доказать легко, потому что их видно, то частный извоз — это один из видов предпринимательской деятельности, который администрировать почти невозможно.

«Автомобиль едет без шашек. Чтобы сообщить пассажирам, что он таксист, он просто мигает фарами. Даже когда мы останавливаем машину, то водитель подговаривает пассажиров, чтобы они сказали, что являются родственниками или его знакомыми. Люди сами помогают таксистам нарушать закон. В прошлый раз мы проверили 235 водителей такси и выявили  52 нарушения. Штраф составляет 2 тысячи сомов. Выходим в рейды почти каждый день. Причем проверяются не только городские водители, но и те, кто работает по селам Жайылского района. Маршруты мы меняем каждый час, так как таксисты быстро передают друг другу информацию, чтобы предупредить остальных», — сказал заместитель начальника налоговой службы.

Да, ситуация, мягко говоря, сложная. Мало того, что водители не проходят техосмотр, так еще и налоги не платят. Кроме того, зачастую создают аварийные ситуации на дорогах. «Охотясь» за пассажирами, «бомбилы» нарушают ПДД – «подрезают», резко тормозят, останавливаются, где вздумается, превышают скорость, проскакивают на красный свет…

«Наша организация занимается перевозкой пассажиров по городу Кара-Балта и Жайылскому району. Также выезжаем в Бишкек и Чалдовар. Каждая остановка забита таксистами, и наши маршрутки не могут остановиться, чтобы взять пассажиров. Такая ситуация происходит несмотря на то, что в Правилах перевозки пассажиров сказано, что «на расстоянии 15 метров до и после остановки не должны стоять другие виды транспорта, кроме общественного». Конечно, мы тоже не всем пассажирам можем угодить, но хотя бы элементарные вещи выполняем. Маршрутки проходят техосмотр два раза в год обязательно —  весной и осенью. Кроме того, водители ежедневно следят за порядком в салоне транспорта. На нижнем рынке ездить очень сложно. Развернуться там практически невозможно, машины стоят в четыре ряда. И это вопреки тому, что движение одностороннее. Но для таксистов законов не существует, они ездят, как хотят и где хотят. Куда только смотрят инспекторы ГУБДД?» — сказала исполнительный директор ОсОО «Абсолют-Авто» Искра Лю.

А какова ситуация с техосмотром в других странах? Поразительно, но в других странах все транспортные средства обязаны проходить технический осмотр. Только в Кыргызстане и в Индии действует закон, по которому техосмотр для легкового автотранспорта носит рекомендательный характер. Главные причины отмены обязательного техосмотра связаны с массовой коррупцией в технических службах ГУБДД. Зачастую штамп
о техосмотре ставился даже без осмотра авто. Сейчас эту функцию передали частным организациям. Именно это и является причиной нарушения законов со стороны частных извозчиков.

«Работы в нашем городе нет. Чтобы устроиться в госструктуру, нужны связи. Заводов и фабрик нет, а на рынке я стоять не могу. Там и так много торговцев. А дома жена и дети, которых нужно кормить каждый день. Вот и приходиться на своей старенькой машине работать таксистом. Мой рабочий день с 5 утра до часу дня. За это время только на бензин трачу 500 сомов. Если буду работать до вечера, то вся тысяча уйдет. Каждый месяц приходится ремонтировать «ходовку», менять масло. На это уходит около двух тысяч сомов. За стоянку на нижнем рынке в месяц плачу 600 сомов. Комплект б/у шин обходится тоже от 1000 сомов и больше. Один раз в неделю автомойка – 200 сомов и так далее. Помимо всего прочего, платим за нарушения. А с нас еще требуют патент и техосмотр! На дороге мешают работать «щипачи», это те водители, которые работают непостоянно. Они забирают наших клиентов. Государство не заботится о своих гражданах.

А кто не хочет жить так, тот уезжает на заработки. Думаете, легко бросить дом и уехать на чужбину? Какой родитель не думает о своем ребенке? Кто не хочет любить и обнимать своих детей? Но нужда заставляет. Кому верить, на кого опираться? Только на себя и на Бога», — рассказал свою историю Курманбек.

Ситуация, по его словам, изменится только тогда, когда в стране будет более справедливая социальная политика и забота о своих гражданах. Люди нарушают законы, потому что другого выхода не видят. Данную ситуацию можно сравнить со старой пословицей: «Один с сошкой – семеро с ложкой». Не может быть справедливости там, где у людей нет выбора.

Асель Аргынбаева. Фото автора

О

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан

Этот сайт защищен reCAPTCHA и применяются Политика конфиденциальности и Условия обслуживания Google.

x

Check Also

Украл корову с соседней улицы: сотрудники ОВД Жайылского района задержали подозреваемого

У жительницы г. Кара-Балта украли корову. В совершении данного преступления подозревается житель соседней улицы, который ...

Сотрудники милиции Жайылского ОВД провели по району профилактические рейды

Сотрудники милиции Жайылского ОВД провели ряд сходов жителей по вопросу предупреждения межнациональных конфликтов. В целях ...

В Кара-Балте собираются вновь открыть зимний бассейн

Зимний крытый бассейн «Олимпиец» г. Кара-Балта готовится к открытию.  Перед началом плавательного сезона десять работников ...