Счетная плата представила аудит деятельности Министерства транспорта и дорог за 2017 года. Так, СП обнаружила нарушения в отчетности ведомства по разделу «Капитальные вложения». Общий бюджет по статье «Капитальные вложения» на 2017 год составил 2 млрд 234 млн сомов.
На реконструкцию автодороги Балыкчы — Тамчы — Чолпон-Ата — Корумду из республиканского бюджета были предусмотрены средства на 212 млн сомов, а в последующем сумма увеличилась до 688 млн сомов.
Сколько потратили средств на Балыкчы — Корумду
Счетная палата выяснила, что ремонт дороги проводили за счет отказа от ремонта других дорог. Стоимость ремонта дороги Балыкчы — Тамчы — Чолпон-Ата — Корумду по контракту составляет 6 млрд 803 млн 503,5 тыс. сомов. С начала строительства в 2014 году на ремонт потрачено 1,59 млрд сомов и, соответственно, потребность в финансах для завершения работ составляет 5 млрд 213 млн 503,5 тыс. сомов, а по договору срок реконструкции истекал в конце 2018 года.
Правительство в июне 2017 года выделило еще 500 млн а продолжение ремонта, при потребности в 4 млрд 801 млн 503,5 тыс. сомов.
В ущерб ремонту каких дорог строили Балыкчы — Корумду
Далее в течение 2017 года финансирование данной автодороги обеспечивалось за счет передвижек финансов внутри Департамента дорожного хозяйства Минтранса.
Так, увеличено финансирование:
— на 200 млн сомов за счет уменьшения ранее утвержденного финансирования на капитальный ремонт улиц районных центров. При этом отсутствует приложение с полным наименованием улиц, по которым было уменьшено финансирование;
— на 78 млн сомов за счет уменьшения финансирования по следующим объектам:
- переходящего строительства автодороги Максат — Кулунду, 2,7 км Баткенской области, Кант-Чуйский мост и КПП «Актилек» Чуйской области на 30 млн сомов;
- капитального ремонта дорог Джалал-Абада на 20 млн сомов;
- строительства моста через реку Кара-Ункур между Базар-Коргон и Кенешским айыл аймаком длиною 100 метров в Джалал-Абадской области;
- покрытия асфальтом дороги Гульча — Жошолу — Аютапан, 21-22 км в Алайском районе покрытия асфальтом дороги Уч-Коргон 61, разъезд в 1 км, Кадамжайский район;
- покрытия асфальтом дороги Кадамжай-Халмион, 1 км;
- покрытия асфальтом дороги Боконбаева-Колтор-Дон-Талаа, 4,2 км;
- покрытия асфальтом дороги Кенбулун-Свиносовхоз, 1 км;
- 14 других. автодорог нового строительства.
Изменения сметы приняли с нарушениями
В изменениях по сметам отсутствуют даты утверждения и согласования. Кроме того, в сопроводительных письмах нет обоснований по внесенным изменениям, отсутствуют итоги измененных сумм и даты составления измененного перечня объектов и строек.
Стоимость работ завышена
В своем отчете СП отмечает, что расценки по некоторым видам произведенных работ на автодороге Балыкчы-Чолпон-Ата-Корумду с сравнении с аналогичными работами на других объектах значительно завышены.
Так, при пересчете ведомости выполненных объемов работ ОсОО «Лонг-Хай» по реконструкции автодороги Балыкчы — Корумду в сравнении с расценками автодорог Бишкек — аэропорт «Манас» и Бишкек — Кара-Балта установлена разница в стоимости по пяти видам работ на 363 млн 222,5 тыс.сомов.
Нарушения при планировании и контроле
Ведомство обнаружило множество нарушений в рамках реконструкции дороги на стадии планирования и контроля. Но департамент дорожного хозяйства не согласился с заключениями Счетной палаты. В итоге была создана комиссия, которая пришла к неоднозначным выводам. При этом СП решила отправить отчет о деятельности Минтрансдора в правоохранительные органы.
Почему это важно
Напомним, что по автодороге Балыкчы — Тамчы — Чолпон-Ата — Корумду возбуждено два уголовных дела. Первое возбуждено по факту мошенничества.
В департаменте дорожного хозяйства при Минтрансе выявлена схема незаконного использования бюджетных средств при привлечении консультационных услуг в процессе реконструкции автомобильной дороги. Договор заключили в нарушение требований закона о госзакупках с необоснованным завышением общей суммы на 16 млн 284 тыс. сомов.
Второе дело связано с тем, что сотрудники департамента дорожного хозяйства при Министерстве транспорта незаконно разрешили компании «Лонг Хай» при строительстве конструкций применять обычный цемент вместо сульфатостойкого.
Реконструкция данной дороги стоила кресла премьер-министра Темиру Сариеву в 2016 году
Kaktus.media