Не пропусти
Главная > Есть проблема > Скупка катализаторов — к чему это может привести

Скупка катализаторов — к чему это может привести

В последнее время очень популярной стала скупка катализаторов. Впрочем, многие водители довольны, ведь можно выгодно продать эту запчасть и неплохо заработать. Но есть и большая аудитория автовладельцев, которые видят в этом определенный подвох. Не участятся ли случаи воровства катализаторов из-за увеличившегося спроса?

В Кара-Балте тоже можно встретить объявления о скупке катализаторов. И одно из таких мы увидели в общественном транспорте. В этой статье мы разберемся, зачем скупщикам такая деталь, к каким проблемам может привести массовый отказ от катализаторов и как избежать съема нужной запчасти с вашего авто без вашего ведома? Катализатор является обязательной деталью выхлопной системы современного автомобиля. Установлен он с единственной целью – максимально очистить выхлопные газы от вредных для нашего здоровья и окружающей среды продуктов сгорания. Но некоторые водители считают его дорогостоящей прихотью, поэтому предпочитают выгодно продать.

«Это нужная деталь в машине, так как благодаря ей меньше выбросов поступает во внешнюю среду. Вы посмотрите, что творится в Бишкеке, какой смог, людям дышать уже нечем! Катализаторы очень дорогие, даже бывшие в употреблении, потому что в их состав входят драгоценные металлы, в том числе и палладий. Поэтому люди продают эту деталь, не думая об экологии и других. Стоимость катализатора зависит от марки и модели автомобиля. Бывает, и по 30-40 тысяч сомов, и даже дороже. При этом не важно, в каком он состоянии. Он может быть и расплавленным, и рассыпанным, его все равно дробят и плавят на металл. Кстати, скупали и раньше, лет пять назад еще. Но тогда люди продавали их неохотно, цену хорошую не давали. Многих обманывали, скупая по 1,5-2 тысячи сомов. Это сейчас люди стали «умными», знают реальную стоимость катализатора. А скупают их не пункты по приему черного металла, а совсем другие организации. Чтобы получить из них драгоценный металл, необходимы определенные условия – кислота, печи. Я не знаю, чтобы кто-то ими занимался у нас в Кара-Балте, просто скупают. Приезжают из Бишкека, ставят здесь точки по скупке, а потом плавят у себя. Катализаторы работают долго, смотря кто как ездит. У таксистов, конечно, движение интенсивное, поэтому изнашиваются быстрее. А если ездить аккуратно, то хватает на 10-15 лет», — рассказывает Геннадий Калашников, автослесарь пункта по замене масла в городе Кара-Балта.

На вопрос, могут ли срезать катализатор с машины, которая стоит во дворе, специалист ответил – нет. Сделать это будет очень сложно, так как нужная деталь находится под машиной и добраться до нее трудно. Но это не говорит, что катализатор вообще нельзя вырезать без ведома владельца автомашины. Можно и очень легко! Просто для этого нужны определенные условия. В этом году в Бишкеке были задержаны двое подозреваемых в краже автомобильного катализатора на одной из автомоек. Об этом сообщала пресс-служба УВД Первомайского района. Владелица автомашины Lexus рассказала милиции, что 10 января на мойке возле пересечения улиц Абая и Горького неизвестные сняли с ее машины катализатор стоимостью 2 500 долларов. Было заведено дело по статье №200 Уголовного кодекса КР. Выяснилось, что подозреваемые сняли пять катализаторов с машин посетителей автомойки.

«Он находится под машиной, в глушителе. Самому срезать его сложно. Это нужно загонять машину на смотровую яму или поднимать ее. Поэтому вряд ли незаметно срежут катализатор с вашего авто, если оно стоит во дворе. Вы ведь ставите его на сигнализацию, и каждое прикосновение к вашему транспорту не пройдет незаметным. Но чтобы избежать неприятностей, не оставляйте на длительное время ваш автомобиль без присмотра! Речь идет об автомойках, СТО и других местах, где это можно сделать легко. Я слышал, что когда-то государство запрещало срезать катализаторы. Мой знакомый, который работал на СТО, рассказывал, что раньше их штрафовали за то, что они срезают в машинах катализаторы. Но сейчас, видимо, опять стали массово срезать, может, уже разрешили или люди просто не обращают внимания на законы, а милиция не проверяет автомобили. Да и проверить каждый автомобиль сложно. Нужно придумать какой-то другой способ выявить отсутствие катализатора», — говорит специалист.

Но вряд ли в нашей стране нельзя скупать и вырезать катализаторы? Об этом можно судить по нескольким вещам. Во-первых, множество объявлений о скупке катализаторов в открытом доступе. Во-вторых, никто и никогда не проверяет автомобили, которые ездят по нашим дорогам на наличие катализаторов. В-третьих, мы не слышали и о том, чтобы на СТО проводились подобные рейды. Но самый главный аргумент был опубликован в СМИ в этом году. Там говорилось о том, что наше правительство только планирует ввести запрет на скупку и продажу катализаторов.

«Правительство Кыргызстана намерено запретить скупку и продажу автомобильных катализаторов в стране. Проект закона опубликован на сайте кабинета министров для общественного обсуждения. В справке-обосновании говорится, что он предусматривает ограничение торговли отдельными товарами в исключительных случаях. В данном случае речь идет об ограничении скупки и продажи катализаторов, которые предназначены для очистки вредных автомобильных выхлопов. По информации Министерства экономики и финансов, около 80 процентов машин в республике не имеют катализаторов, либо эта деталь не выполняет своих функций. Правительство напомнило об актуальности проблемы смога в Бишкеке. Власти также отмечают, что содержащийся в катализаторе палладий высоко ценится из-за его дефицита в мире. Увеличение спроса и рост цены на палладий ведут к росту случаев добровольного удаления и краж катализаторов. Следить за соблюдением ограничений в случае принятия законопроекта должно будет ведомство, осуществляющее надзор за экологической и технической безопасностью. Этот госорган сможет штрафовать граждан, которые продают и скупают катализаторы. Предлагается ввести штраф четвертой категории, предусмотренный в Кодексе о нарушениях КР: 7 500 сомов для физических лиц и 23 000 — для юридических», — говорится в официальном документе.

Данный законопроект разработан в целях сокращения загрязнения атмосферы от выхлопных газов автомобилей, а также предотвращения добровольного удаления и кражи с автотранспортных средств катализаторов для перепродажи, пояснили в Минэкономе. По данным Нацстаткома, динамика вывоза из страны катализаторов, шлака, золы и остатков, содержащих металлы, а также глушителей и выхлопных труб с встроенными катализаторами прогрессирует. Так, в 2019 году наблюдался рост на 13,6% по отношению к предыдущему году, а в 2020 году — уже на 979,7%. Катализатор — один из самых дорогих элементов, входящий в выхлопную систему автомобиля. Его стоимость достигает 13% стоимости автомобиля. Причина в том, что в нем содержатся драгоценные металлы: соли платины, родия или палладия. Цена на палладий в мире выросла из-за дефицита, в связи с ростом спроса на данный металл, из-за ужесточения экологических требований к автомобилям. А без катализаторов наша экология ухудшится еще больше. Но, как считает специалист, одного катализатора все равно мало, чтобы мы дышали чистым воздухом. Необходимы комплексные меры в борьбе за чистый город, чистый воздух и здоровое поколение.

«Нужны не только катализаторы, необходимо обращать внимание и на ГСМ, на автомобильные масла, присадки в его составе, на запчасти. Полностью нужно переходить на стандарт Евро-4 и Евро-5. Если бороться за чистоту окружающей среды, то нужно все это делать комплексно. Не только ругать людей за то, что срезал катализатор в своей машине, но и контролировать ввоз ГСМ в страну. Правительство тоже должно работать над этим. Почему разрешают ввоз в страну Евро-2 и Евро-3? Я много лет работаю с машинами. Когда открываешь капот, запчасти грязные, засорены страшно, и это все из-за бензина. Если к нам приезжают машины из Японии, Европы, то у них все запчасти чистые, потому что они пользуются стандартом Евро-5. Какая разница, ездит он с катализатором или нет, если бензин грязный? Это ведь никак не проверяется, все везут вагонами, и мы не знаем, что за суррогат в этих вагонах. Был случай, когда у меня после заправки начали стучать пальцы. Хотя мой ГАЗ-69, 1972 года выпуска, даже на керосине может ездить! Значит, качество бензина было настолько плохим, что даже у такого неприхотливого транспорта начались проблемы. Хотя мой ГАЗик может ездить на 76-м и даже на 72-м. Поэтому нужны изменения, реформы на уровне государства. Нужно запретить ввоз Евро-3, необходимо полностью переходить на Евро-5. Должно быть все этого качества: и бензин, и масла, и запчасти», — считает автослесарь Геннадий.

Перейти на высокое европейское качество, это, конечно, хорошо, но готова ли наша страна к такому переходу? Кара-балтинский эксперт по экономике и финансам Айжан Атабекова уверена, что мы еще не готовы по ряду причин. Прежде чем в Кыргызстане вводить стандарт Евро-5, необходимо, чтобы автопарк страны был обновлен и готов к такому топливу. В нашей стране большое количество подержанных автомобилей, на которых нет или снят катализатор, так что использование Евро-5 не изменит экологическую ситуацию, а только лишь приведет к удорожанию ГСМ. После перехода на стандарт Евро-5, прогнозируют эксперты, произойдет прекращение поставок, а затем и запрет на продажу бензина Аи-80, некоторых видов Аи-92  и дизельного топлива. Таким образом, автомобилистов лишат возможности использовать самое ходовое и относительно доступное по цене топливо, предлагая в качестве альтернативы более дорогой.

«Имеющийся в Кыргызстане автопарк ориентирован преимущественно на потребление Аи-80 и Аи-92. Если в Бишкеке 95-й бензин используют около 20% автовладельцев, то в регионах — не более 5-10%, остальные предпочитают ездить на 92-м и 80-м. Поэтому переходить к ввозу исключительно высококачественного бензина стоит только тогда, когда на него сформируется платежеспособный спрос. Если запретить ввозить 92-й и 80-й, то сразу поднимутся цены буквально на все. Дорогой бензин —  соответственно дорогими будут и продукты, их ведь нужно будет привозить. Тогда сразу на все поднимутся цены от 10 до 20 %. Конечно, нужно обязательно переходить на Евро-5, но во всяком случае не сейчас.  Дополнительные расходы понесут не только автовладельцы, но и местные нефтеперерабатывающие предприятия, так как им необходимо будет проводить масштабную реконструкцию. Затраты же на техническое перевооружение заводов оцениваются в миллионы долларов. Я думаю, что нужны другие действия со стороны государства, чтобы улучшить экологическую ситуацию в стране. Во-первых, надо запретить ввоз старых авто в республику. Кроме того, необходимо увеличить налоги на эти старые машины, ведь они наносят вред окружающей среде. А у нас парадоксальная ситуация на сегодняшний день: чем старее машина, тем меньше на нее налог. Но это ведь неправильно! В Европе, наоборот, существуют налоги за вред окружающей среды, за выбросы, которые производит этот старый автомобиль. Также нужно жестко контролировать ситуацию с катализаторами, запретить скупать и продавать их», — делится мнением экономист.

Помимо всего прочего, в стране не хватает лабораторий для проверки топлива на соответствие стандарту Евро-5. Соответственно, никто не даст стопроцентной гарантии, что конкретное топливо соответствует требуемому стандарту. И если вы хотите быть уверенным, что вам залили бензин высокого европейского стандарта, то требуйте сертификат качества на заправке. Посмотрите, кем и когда был выдан этот документ, какой лабораторией проведено тестирование. И самое главное – не срезайте свой катализатор! Подумайте об экологии, нам и так дышать нечем!

Асель АРГЫНБАЕВА

О Асель Аргынбаева

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан

Этот сайт защищен reCAPTCHA и применяются Политика конфиденциальности и Условия обслуживания Google.

x

Check Also

В Жайылском районе ветераны ВОВ и труженики тыла получили выплаты в честь годовщины Победы

Ветераны Великой Отечественной войны и труженики тыла Жайылского района и города Кара-Балта получили материальную помощь ...

К Дню Великой Победы: дети войны — поколение, лишенное детства

Помните ли вы себя в 5 или 10 лет? Чего вам хотелось? Новый велосипед, куклу ...

Хобби для души: карабалтинка шьет необычные мягкие игрушки

Кара-балтинская воспитательница шьет харизматичных кукол и дарит их детям, коллегам и знакомым. Тряпичные и вязаные ...