Не пропусти
Главная > Образование > Сеют разумное, доброе, вечное…

Сеют разумное, доброе, вечное…

Назгуль Джукеева, учитель СШ №2 города Кара-Балта, – четвертая в поколении учителей. Династия началась с ее прадеда, который работал учителем начальных классов в селе Тельмана Панфиловского района.

 Мама Назгуль, преподаватель русского языка и литературы СШ №12 Анара Аширбаева, сравнивает своего деда с персонажем Чингиза Айтматова. «Мой дедушка Осмон не имел высшего образования, но был грамотным человеком. В те годы было сложно с учителями, их не хватало. Поэтому мой дед преподавал разные предметы в начальных классах. Школу я помню хорошо. Она напоминала такое же небольшое старое здание с выбеленными стенами, как и в повести «Первый учитель». У деда в классе были дети разных возрастов. Одна группа ребят занималась чистописанием, другая — арифметикой. Сама школа находилась за селом. Чтобы до нее добраться, нужно было переходить речку. В то время было мало ручек и тетрадей. Дети писали чернилами. Я сама помню, как носила в школу запасные перья для ручки и стеклянную чернильницу. Не дай Бог, она разобьется, не отмыться! Помню, как носила в маленьком мешочке эту чернильницу», — вспоминает Анара Аширбаева.

Асанбек Аширбаев

Таким был прадед Назгуль Джукеевой. А вот ее дедушка Асанбек Аширбаев работал директором в школе села Ак-Башат, потом в вечерней школе в Каинде. Деда своего Назгуль помнит хорошо, много времени проводила с ним. «Он был участником Сталинградской битвы. Чтобы пойти на фронт, дедушка приписал себе лишний год и ушел воевать, когда ему было 17 лет. И молодой, неопытный боец попал сразу в сталинградское пекло. Он рассказывал, что его берегли старшие боевые товарищи, закрывая своим телом. Благодаря этому он и выжил. После окончания войны дедушка прослужил еще пять лет в Германии. Затем он поступил на исторический факультет, чтобы преподавать детям историю, частью которой являлся сам. Кстати, одним из преподавателей моего деда был Константин Кузьмич Юдахин. Это советский тюрколог, киргизовед, доктор филологических наук, академик Академии наук Киргизской ССР, составитель фундаментального Киргизско-русского словаря и Русско-киргизского словаря. Как педагог дед был очень строгим человеком. Только посмотришь на него, уже вытягиваешься стрункой. У него было семеро детей, из которых только двое продолжили династию учителей. Это моя мама – Анара Аширбаева и тетя, которая работает учителем в Бишкеке», — рассказывает Назгуль Джукеева.

Анара Аширбаева

В народе говорят, что жизнь прожита не зря, если ты вырастил сына, построил дом, посадил дерево. Но если ты не просто вырастил человека, а еще и передал ему дело своей жизни – профессию, то по праву можешь считать себя состоявшимся человеком. По мнению учительницы, гордиться нужно не принадлежностью к профессии, а мастерством в этой профессии. «С самого детства я росла среди учителей. Учителя меня окружали и дома, и вне, потому что с понедельника до субботы училась и жила в интернате имени Макаренко, где были сельские дети. И, наверное, будущая профессия уже была определена. Но мы с мамой немного разные. Мама — учитель старой, советской закалки. Она скрупулезная, чуть ли не до утра сидит над тетрадками. Моя мама всегда оставляет детей после уроков, если они не понимают тему. Я же не могу тратить личное время на это. Возможно, раньше у преподавателей было другое отношение к своей работе, к детям», — говорит учитель.

В школе Назгуль Джукеева работает 14 лет. За это время она поняла, что не только педагог учит и воспитывает детей, но происходит и наоборот. В жизни можно научиться многому, но нравственность и человечность воспитываются всю жизнь. Терпимость и толерантность, присущие больше взрослым, чем детям. однако именно взаимодействие с непохожими друг на друга учениками взращивает и укрепляет в учителе эти важнейшие педагогические черты. «Раньше мне давали всегда сильные классы, с которыми работать легко. Дети всегда готовы к урокам. Потом я решила взять слабых учеников, что называется, проблемные классы. И вы знаете, я многое переоценила. Я столкнулась с другими детьми, с другими ситуациями, с другой жизнью. Сама изменилась, стала мягче, терпимее. В моем классе есть сирота, дети из малоимущих семей, трудные подростки. С ними нужно работать, беседовать, выяснять ситуацию дома. Быть ближе к ребятам. Иногда я больше знаю о них, чем родители», — делится своим опытом педагог.

Назгуль Джукеева работает в школе ради самореализации и позитивных эмоций, которые возникают в общении с учениками. За эти годы она осознала, что нельзя игнорировать мнение учеников по разным вопросам, потому что они искренни и беспристрастны. Многие еще не умеют лукавить, в отличие от взрослых. Именно общение с детьми разных возрастов стимулирует учителя к постижению нового, неизведанного, к постоянному совершенствованию собственных знаний и умений. «Конечно, в школе много проблем. Небольшая зарплата, нервная работа, отсутствие технической поддержки, нежелание учащихся читать классическую литературу, но есть один огромный плюс — дети. При общении с ними душа каждого учителя молодеет. Самая важная вещь, которой я учу детей, — это умение найти свое место в жизни. Парадокс в том, что отличники часто потом даже не здороваются. А вот двоечник всегда вспомнит о нас. Не знаю, как это объяснить. Наверное, они более благодарны. Не важно, как ребенок учился в школе. Важно, каким человеком он стал. И если у моего ученика будет большое сердце, трудолюбие и порядочность, то я прощу ему все его двойки», — смеется Назгуль Джукеева.

Самое главное в работе учителя — это терпение, так считает учитель СШ №2. Назгуль Кубанычбековна никогда не кричит на детей, не выясняет отношения при всех, не унижает достоинство ученика. Таковы основные правила педагога. Не сразу виден результат педагогической работы, но Назгуль Джукеева убеждена, что он непременно будет, только достигается все постепенно. И оттого сейчас, когда мы «мельчаем», вдвойне дороже встреча с педагогом, который продолжает сеять разумное, доброе, вечное, а не становится вопреки веяниям времени инструментом, бездумно и холодно предоставляющим услуги по школьному образованию, по принципу парикмахерской или бани.

Асель Аргынбаева. Фото автора

О

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

x

Check Also

Не думай о «ковиде» свысока! Он есть, последствия тяжелые…

В Жайылском районе из-за роста количества заболевших коронавирусом ситуация становится напряженной. Что делать при первых ...

Инспекция по делам несовершеннолетних в Жайылском районе подвела итоги работы за 9 месяцев

В Жайылском районе несовершеннолетняя девушка совершила суицид, задержаны подростки по подозрению в краже мобильных телефонов ...

В Жайылском районе поздравили ветеранов МВД

В Жайылском районе поздравили ветеранов МВД в отставке с праздником.  24 октября в Кыргызстане отмечался ...