Не пропусти
Главная > Есть проблема > Об «умных» счетчиках, тарифах, пене и другом — у карабалтинцев возникают вопросы к РЭС

Об «умных» счетчиках, тарифах, пене и другом — у карабалтинцев возникают вопросы к РЭС

У жителей г. Кара-Балта вновь возникли вопросы по работе «умных» счетчиков.

А такие ли они «умные»?

Абоненты сомневаются, что современные приборы учета электроэнергии такие «умные», как нам пытаются доказать. И вот конкретный пример.

«Мне отключили электроэнергию за неуплату. Я оплатила в 7 часов утра через приложение «Мобильный банк». А подключили только через три часа — в 10.00. В чем он тогда умный, если подключается через три часа? До этого я звонила своему контролеру, которая объяснила, что, прежде чем подключить, нужно подать заявку. Но какая заявка? Разве мы не перешли на цифровизацию? Зачем тогда «умные» счетчики, если продолжается бумажная волокита? Кстати, отключается свет моментально, автоматически. Ну так и подключайте его также автоматически! Я считаю, что система так работать не должна. Является ли это качественным предоставлением услуг? Из-за такой работы абонентам создаются неудобства. Мне, например, в тот день нужно было рано утром ехать в Бишкек по работе. И вместо того, чтобы в 8 часов уже выехать из Кара-Балты, мне три часа пришлось разбираться с проблемой подключения. Все это время я не могла ни принять душ, ни позавтракать, ни воспользоваться утюгом и феном. Тогда зачем установили нам эти современные приборы учета, зачем повсеместно внедрена цифровизация, цель которой, чтобы каждая организация и служба работали быстро и эффективно, без очередей, бумажной волокиты, человеческого фактора! И я прихожу к выводу, что система «умные» счетчики нуждается в доработке», — предлагает Елена П., жительница улицы Пионерской.

Также горожанка просит обратить внимание на разницу в тарифах. По мнению карабалтинцев, было бы более правильным уйти от старой схемы формирования тарифов и сравнять тарифы между двумя группами потребителей. На сегодня в Кыргызстане бытовые потребители платят по 77 тыйынов за 1 кВт/ч. При достижении лимита в 700 кВт/ч каждый киловатт стоит уже 2 сома 16 тыйынов. Горожане не понимают, почему такая несправедливость. Возможно, таким способом энергетики хотят приучить население экономить электричество? 

Другой абонент столкнулся с незаконными, по его мнению, действиями контролера. Мужчина несколько лет назад купил квартиру, но в ней не жил, так как требовался капитальный ремонт. Карабалтинец ее закрыл на длительное время. Естественно, никакими благами цивилизации не пользовался. Каково же было его удивление, когда пришла квитанция Жайылского РЭС за потребленную электроэнергию!

«Сумма в счете была небольшая, но факт, что мне «накинули» киловатты, которыми я не пользовался, вызвал недоумение. Я стал звонить контролеру и выяснять, что происходит. Она мне по телефону объяснила, что это произошло случайно и предлагала оплатить, уверяя в последующем внести оплаченную сумму на мой лицевой счет. Якобы потом, когда я буду проживать в квартире и пользоваться электроэнергией, она мне спишет эти деньги. Я сначала согласился. Но потом решил перезвонить и отказаться. Я не понимаю, как так выходит. Поэтому советую потребителям контролировать этот процесс самим. Абонентам нужно всегда следить за показаниями счетчика, записывать, а потом сверять количество киловаттов в квитанции, которую приносит контролер. Не удивлюсь, что некоторые увидят разницу между реальными показаниями и вписанными в квитанции», — делится проблемой житель улицы Космонавтов Евгений К.

С какого числа начисляется пеня?

Кроме того, горожан продолжает волновать проблема с пеней. Она начисляется каждый раз с разных дат. Если вы соберете квитанции за несколько месяцев и несколько лет, то заметите разницу. В одних квитанциях написано, что пеня начисляется с 8 числа, в других — с 10, в третьих — с 13. И сроки начисления пени меняются. В отличие от этого период, когда пенсионеры и инвалиды получают пенсии и пособия, остается постоянным. Карабалтинцы неоднократно обращались письменно в РЭС с просьбой передвинуть сроки начисления пени.

«Другие организации, допустим, ПО «ЭТВ» и «Жайылский райгаз» установили сроки оплаты до 20 числа текущего месяца. Это очень удобно для работающих и пенсионеров. Наши жители не раз писали им, но в официальном ответе было сказано, что для погашения задолженности дается 7 дней, прежде чем начнет начисляться пеня. А на самом деле этих семи дней нет. Контролер приносит счета после пятого числа каждого месяца, прибавьте к этому выпавшие выходные, и что получается? Мы все равно не успеваем оплатить до указанных сроков. Почему РЭС не может отодвинуть сроки погашения задолженности до 20 числа, как это делают остальные службы? Какая им разница, принесу я деньги 10 числа или 15? Главное, чтобы я оплатил. А постоянно меняя сроки погашения текущей задолженности и отодвигая их на более ранние числа, они тем самым «загоняют» абонентов в долги. Пусть это незначительные суммы, но тем не менее», — говорит житель улицы Оторбаева Нурбек С.

Но главной претензией абонентов к «умным» счетчикам стало изменение количества киловатт и соответственно денег за потребленную электроэнергию.

Что ответили в Жайылском РЭС?

За ответами на вопросы карабалтинцев мы обратились в Жайылский РЭС. По данным начальника службы энергосбыта Амана Бакирова, подключают электроэнергию после оплаты по квитанции в течение 10 минут. Но о произведенной оплате необходимо сообщить инспектору.

«Видимо, абонент с улицы Пионерской поздно сообщила нам, что произвела оплату. Когда вы оплачиваете, мы узнаем об этом на следующий день, потому что деньги сначала поступают в РСК Банк, и только потом информация поступает к нам. А чтобы не ждать этот день, нужно предъявить квитанцию об оплате нашему инспектору лично, либо вы можете отправить ее по WhatsApp. В случае с абонентами, которые оплачивают через мобильный банк, то нужно было сделать скриншот операции по оплате через мобильное приложение. Как только инспектор убеждается, что абонент погасил текущую задолженность, в течение 10 минут возобновляется подача электроэнергии. Бывают, конечно, технические неполадки из-за отсутствия интернета или что-то еще, но мы стараемся подключать абонентов быстрее. К сожалению, наша система не предусматривает того, чтобы вся информация о поступлениях на лицевые счета поступала сразу же, поэтому нужно сообщать, что вы оплатили. Над решением этого вопроса наше руководство работает. В Бишкеке есть пилотные проекты, когда оплата доводится автоматически, а вот в филиалах такая система еще не внедрена, но она в процессе разработки», — объяснил ситуацию Аман Бакиров.

Действует социальный тариф

Насчет разницы в тарифах для абонентов, потребляющих до 700 кВт/ч и свыше, представители РЭС ответили, что вопрос о едином тарифов для всех не рассматривался.

«В основном население нашей республики
потребляет до 700 киловатт часов, и это называется социальный тариф. Этот тариф предназначен для людей со средним достатком. На сегодняшний день разница в тарифах не пересматривалась. Этот тариф действует с 2015 года, номер Приказа №142 Государственного агентства регулирования тарифов. Вся интересующая информация о тарифной политике имеется на наших сайтах. Хочу заметить, что себестоимость одного киловатта выше, чем стоимость его для абонентов в 77 тыйынов. И эти деньги не перекрывают расходов, которые несут энергоснабжающие организации. А доставить один киловатт с Токтогульской ГЭС до потребителя Чуйской области обходится в 86 тыйынов, и это еще без НДС. Такая разница в расценках была сделана в помощь населению, достаток которого среднего и ниже среднего уровня. Поэтому правительством и были утверждены такие тарифы», — ответил на вопрос горожан начальник энергосбыта.

Пеня начисляется с 11-го дня

Что касается пени, которая начисляется абонентам за просрочку оплаты, сотрудники ведомства объяснили, что сроки начисления всегда одни и те же. Дается 10 дней с момента выписки квитанции для произведения оплаты. С 11-го дня начисляется пеня.

«Даты начисления пени меняются постоянно, потому что даты снятия показаний счетчика тоже разные, потому что в месяце бывает 30 или 31 день, а бывает 28 или 29. То есть иногда показания снимаются 31 числа, а бывает и первого числа, если месяц длится 30 дней. Это делается для того, чтобы выдержать расчетный период в 30 дней. Согласно Правилам пользования электроэнергией пеня начисляется после 10 дней просрочки, счет начинается со дня выписки квитанции. Если абонент не производит оплату, то с 11-го дня начинает начисляться пеня 0,1%. В вашем счете должно быть указано, какого числа он был выписан. Эти Правила были утверждены Правительством КР», — прокомментировал старший инспектор службы сбыта Бектур Темирбеков.

С Правилами пользования, утвержденными ПКР, конечно, не поспоришь. Но вот разница есть и в другом, по моему мнению. Дата выписки квитанции и день, когда вы его получили, разные. Если выписали счет еще 1 числа, то контролер не приносит 1-го числа, а квитанции мы получаем в 5-6-х числах. Все зависит от того, как работают контролеры? А в случае с абонентом на улице Космонавтов, когда приходили квитанции несмотря на то, что там никто не жил, сотрудники РЭС свою ошибку признали.

Рассматривается каждое обращение

«Это ошибка контролера. Она неправильно записала показания счетчика. В конечном итоге исправила свою ошибку, выписала на 273 сома, а должно было быть 36 сомов. Признаем, что это была ошибка нашего сотрудника. Сыграл роль человеческий фактор. Такое бывает. С нашей стороны хотим заявить, что каждое обращение и каждая ошибка без рассмотрения не остается. И если происходит грубое нарушение, то контролеров наказываем в административном порядке. В данном случае грубого нарушения не было, она исправила свою ошибку», — пояснили в службе сбыта по Жайылскому району.

А вот по поводу работы новых приборов учета, то есть «умных» счетчиков, представители РЭС сказали, что все претензии со стороны карабалтинцев  необоснованны.

«В районе 5 500 «умных» счетчиков. С ними никаких проблем нет. Единственное отличие «умных» счетчиков от старых в том, что они имеют связь с онлайн-базой. А считают они киловатты так же, как это делали и прежние приборы учета. Эти счетчики проверяют три инстанции, которые от нас не зависят. Через эти инстанции они проходят метрологическую поверку на достоверность учета. Только после этих поверок устанавливается абоненту оборудование. Пломбы устанавливаются этими организациями и от нашей тоже. При абоненте мы проверяем, составляем акт приема-передачи. Ни копейки не накидывается, не убирается. И вмешаться в работу счетчика никто не может. Просто некоторые люди не понимают, поэтому высказывают такое мнение. Ни одного случая не было, чтобы был перерасход или наоборот. А по таким вопросам у нас есть приемная. Мы принимаем письменные заявления, создается комиссия, мы выезжаем, проверяем прибор учета. Каждый киловатт и каждый сом начисляется только по прибору учета. А «разбросать» чужие долги мы даже физически не сможем. В программе не заложена такая функция, чтобы у одних снять, другим накинуть. Каждый киловатт, который мы начисляем, имеет свои основания.  Это либо снятие контрольных показаний, либо при замене прибора, либо штрафные санкции по акту нарушений», — ответил старший инспектор службы сбыта Бектур Темирбеков.

Асель АРГЫНБАЕВА

О Асель Аргынбаева

1 комментарий

  1. На счет другого не знаю но на счет пени я уверено могу сказать – они нагло врут и не краснеют! Слово совесть, служебный долг для них это выполнение не законных поручений своих боссов и т. п. Разумеется это не касается ремонтных бригад, инспекторов и контроллеров. Они могут произвести ошибки, все мы люди, но ни так чтобы всегда надоедать, а вот руководство, расчетный отдел – это другое дело. Нижняя ступень сицилийской иерархии. Вот я по этому поводу к ним обращался, они сказали что пеню нужно оплатить отдельно, я оплатил отдельно. Но извините меня, здесь возникает очень большой вопрос – на каком основании они имеют право выставлять пеню в квитанции. Это не законно, об этом говорит их же договор. Пеня начисляется за несвоевременную оплату. А нам приходит квитанцию вместе с пеней. Даже не стесняясь дают срок оплаты до такого числа, но извините мы то оплату производим вместе с пеней, даже если платив вовремя, так почему в квитанции обозначается пеня. Они отговариваются с тем что мол у них программа такая, я им сказал исправьте их ответ не смогут, то дорогие сограждане то есть не законно бить по нашим карманам они могут, а свои ошибочные начисления пени убрать не могут. Вопрос не могут или не хотят. Ответ конечно очевиден. У меня например по сегодняшний день пеня идет и идет. Ни каких изменений. Я даже обратился в Аппарат Президента, они мое обращение переправили в Нацэнергохолдинг. Этот холдинг вместо того чтобы наказать виновных и наладить справедливую систему работы, они просто своим ответом открестились от них. Мол если виноваты то сажайте. Ни какого толкового ответа по этому поводу. Так-что уважаемые граждане думайте…

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан

Этот сайт защищен reCAPTCHA и применяются Политика конфиденциальности и Условия обслуживания Google.

x

Check Also

Карабалтинцы просят навести порядок на перекрестке Кожомбердиева — Жайыл Баатыра

После установки ограждений для пешеходов возле «Серпа и молота» на перекрестке улиц Карла Маркса и ...

ОО «Нурлуу балдар» провел марафон по сбору средств на специальный костюм для детей с ДЦП

Детей из Жайылского района и города Кара-Балта с диагнозом «детский церебральный паралич» хотят бесплатно лечить ...

В с. Ново-Николаевка после долгого простоя возобновил свою работу сельский клуб

Сельский клуб в Ново-Николаевке после долгих лет возобновил свою работу. Первый концерт состоялся накануне Дня ...