Не пропусти
Главная > Образование > Легко ли быть учителем в Кыргызстане?

Легко ли быть учителем в Кыргызстане?

Почему одних учителей сегодня могут уволить, а другие сами хотят уйти? Кто и как будет обучать наших детей? Какова цена такого образования?

Учитель! Перед именем твоим…

Труд учителя был в советское время очень почетен.  Вероятно, потому, что тогда продвинуться в жизни, получить хорошую работу, прилично зарабатывать можно было, только имея достойное образование, получив его в школе или в среднем специальном и высшем учебном заведении. Что партийная, что военная карьера требовала повышения уровня образования. Это служило неплохим стимулом для того, кто к этому стремился. Учитель был окружен вниманием и заботой со стороны государства и общества. Учителями становились люди наиболее грамотные и способные к самообразованию. Профессия учителя была в числе наиболее уважаемых и востребованных. Следует отметить, что юноша или девушка после окончания педагогического ВУЗа могли оказаться по распределению в любом регионе, городе либо деревне СССР. Но как молодых специалистов их обязаны были по закону обеспечить жильем бесплатно. Учителю платили зарплату, достаточную, чтобы жить самому и кормить семью, были определенные льготы. Учителя имели  возможность повышать свою квалификацию и обмениваться опытом. В Советском Союзе издавались специальные газеты и журналы: «Учительская газета», журнал «Воспитание школьников» и другие, на страницах которых обобщался опыт учителей-новаторов и обсуждались проблемы образования. Учитель мог поправить здоровье за счет государства. Это все было и это давало результат. Достаточно вспомнить развитие экономики, промышленности и науки в СССР, основы которой закладывались в школе. Учителя были проводниками государственной идеологии.

В Кыргызстане до сих пор помнят таких заслуженных учителей, отмеченных званием «Отличник народного просвещения» Кыргызской Республики, как Насирдин Байтемиров, Жолборс Жоробеков, Андрей Сопуев и десятки других.

Каковыми же были достижения образования в Кыргызстане в советское время?  В сжатые сроки была ликвидирована неграмотность. Советская школа даже в самом отдаленном селе готовила к поступлению в ВУЗ. Достаточно было просто хорошо учиться, чтобы без привлечения репетиторов успешно сдать экзамены в институт или университет. И при этом уровень образования в семье не имел значения. Учителями в советское время с помощью государства был сделан поистине уникальный прорыв в науке и образовании Кыргызстана.

Почему я не хочу быть учителем…

Проблемы с образованием у государства и, соответственно, проблемы учителей начались с обретением государственного суверенитета. И вот за почти 30 лет независимости мы пришли к тому, что работать в государственных школах некому, да и незачем…

Новый учебный год только начался, а Министерство образования уже вовсю продвигает очередные нововведения. «Эти шаги направлены не на сокращение учителей, а на правильное распределение и оптимизацию учебной нагрузки, — объясняет реформы заместитель министра образования Надира Жусупбекова. — Каждый учитель должен взять соответствующее число часов в неделю и получать за это хорошую зарплату. Так мы сможем повысить их ответственность за учебный процесс. А сейчас у нас недельная нагрузка одного педагога разделена на несколько человек, из-за чего снизилось качество образования, ведь те, у кого мало часов, приходят в школу раз в неделю, не знают хорошо своих учеников».

«Получается, по мнению замминистра, учитель будет гораздо эффективнее трудиться и гораздо больше может дать ученикам, если он будет загружен под завязку.

Странное какое-то суждение. Вообще-то учитель, чтобы иметь возможность работать с полной отдачей, да еще и постоянно самосовершенствоваться, должен иметь свободное время. От вечно загруженного, запыхавшегося педагога, у которого катастрофически не хватает времени и сил ни на собственную семью, ни на полноценный отдых, ни на элементарную качественную проверку тетрадей, — толку мало, — так считают многие учителя Жайылского района. — А давайте повесим на учителей еще больше обязанностей и окончательно лишим их прав… Вы, господа чиновники, действительно считаете, что современный учитель может прожить на зарплату в 7 тысяч сомов? Давайте посчитаем: стоимость 1 часа в начальной школе 81 сом, в старшей школе 67,5 сома. Это в том случае, если у вас высшее профильное образование. Предположим, вы математик с 20 часами нагрузки, то ваш оклад будет составлять с проверкой тетрадей и классным руководством примерно 7938 сомов, при 30 часах нагрузки – 11300 сомов. От этой суммы отнимите подоходный налог! Реально ли прожить на эти заработанные нелегким учительским трудом деньги? Может, мы с чиновниками живем в разных странах или даже на разных планетах?»

Невероятно, но, по министерской задумке, планируется уволить из школы учителей большей частью немолодых. Именно тех, кто как раз и имел бы больше шансов посеять разумное, доброе, вечное. Кто привык добросовестно относиться к работе и обладает достаточным для преподавания багажом знаний по своему предмету и, главное, мог бы передать бесценный опыт молодым педагогам.

«Я не хочу работать в школе, — рассказывает житель города Кара-Балта Николай А. —  Не потому, что у меня не получается. Свою профессию я люблю, с детьми-школьниками отношения складывались нормально. Просто учитель сегодня в современной школе никто —  ноль. Высокий статус профессии «учитель» низведен до статуса «обслуживающий персонал, оказывающий услуги по образованию». А все почему?

Учителей привлекают, а проще сказать «используют» во всех административных официальных мероприятиях. Кто бы ни приехал в город-район, учителя создают массовку. И главное, ни разу за мою бытность учителем не было так, чтобы мероприятия начались вовремя. Начальство любого уровня опаздывает-задерживается на 30-40-50 минут. И наплевать, что ты устал, что тебе готовиться к урокам, делать домашние дела.

Отдельно идет дежурство во время разного рода выборов. И вся эта общественная деятельность учителям не оплачивается. А попробуй возмутиться — сразу поставят на место! А вернее всего «поставят» первый и шестой уроки по расписанию в субботу. Или шесть уроков подряд, к примеру, в пятых, шестых и одиннадцатых классах.

Когда я шел работать в школу, то представлял себе, как я буду учить детей, как буду преподавать им свой предмет. Оказалось, это не главное. Главное – вести отчеты и бесконечно составлять разные списки … От того, насколько ты их вовремя сделаешь, и будет зависеть твоя работа. А знаете, как сегодня ставят оценки в школе? Здесь термин «рисуют» подходит больше всего. И вы поймете, почему. К примеру, вы классный руководитель и у вас в классе есть ребенок, который может быть ударником, в редком случае отличником, то есть у него по всем предметам «хорошо» и «отлично». Но, к примеру, по географии (биологии, кыргызскому языку) может быть тройка (четверка) за четверть.  А вас накажет директор школы, если у вас в классе будет низкий уровень качества знаний и успеваемости. И вы идете к учителю русского языка (литературы, физкультуры) и предлагаете: «Я твоему Иванову (Омурзакову) ставлю четыре (пять) по истории, а ты моей Бейшекеевой (Петровой) ставишь такие же оценки по своему предмету. Бывает и другой разговор: «Ты моему ставишь четверку, а я твоему не ставлю заслуженную двойку, а «нарисую» дохлую тройку. Вариантов взаимодействия сотни. И все довольны. И классные руководители, и завуч с директором. Вы думаете, об этом не знают в РОО и Министерстве? Все обо всем знают. Но существующая система всех устраивает. Хуже, если «дела» с родителями «решает» директор. Тут уж бедного учителя вызывают «на ковер» и прорабатывают: «Вы недостаточно уделяете внимания ученикам. Максат (Таня), к примеру, обладают большим потенциалом по вашему предмету, а Вы ему (ей) тройку ставите! А что Вы как учитель сделали, чтобы они получили четверки и пятерки? Все ли  педагогические приемы использовали, чтобы детей заинтересовать своим предметом? И чувствуешь ты себя после таких бесед полным ничтожеством… А Максат (Таня) сидят на уроке, смотрят на тебя пустыми равнодушными глазами, и на лицах у них: «Все равно поставишь четверку, потому что папаша (мамаша) уже с директором все «развел(а)» и дома рассказал(а)». Слава Богу, что таких родителей немного».

«Как вообще жить? —  разводит руками знакомая учительница с 20-летним стажем. — Кому мы нужны?  К нам не прислушиваются ни депутаты кенешей всех уровней, ни Минобразования, ни районная администрация. Одна  радость в жизни — дети в моем классе хорошие. Неиспорченные… пока».

Что же делать родителям?

«Судя по тенденции развития, — считает эксперт-социолог,  — будущее в Кыргызстане за платным частным образованием. Согласитесь, никто не захочет отдавать ребенка в школу, в которой нет учебников, учителей, учебно-методической базы.

Представители более обеспеченных классов общества отдадут детей в частные школы, не загружаясь проблемами государственного образования. Те, кто победнее, будут вынуждены откладывать деньги на образование с рождения ребенка, с тем, чтобы отдать хотя бы на несколько лет учиться в частную школу. Хотя у учителей сегодня есть возможность реализовать свой потенциал и заняться образовательной деятельностью самостоятельно. Репетиторство, организация курсов изучения углубленного предмета, обучение по собственной авторской методике — вариантов масса, для этого надо взять патент и начать работать. В сложившихся условиях учителями заинтересуются менеджеры частных учебных заведений».

Уже сегодня директора многих частных школ и колледжей приглашают сокращенных учителей в свои учебные заведения. «Нам нужны педагогические кадры — преподаватели по математике, английскому языку, физкультуре, русскому языку и литературе. И средняя зарплата у нас выше, чем в обычных школах».

К сожалению, нам, родителям, от государственных реформ только добавляется головной боли. Где взять дополнительные средства на образование и в какое частное учебное заведение отдать своего ребенка?

Можно, конечно, попробовать гимназии и лицеи. В Министерстве образования планируют ужесточить требования к гимназиям и лицеям. В этом сообщили в пресс-службе ведомства.

По ее данным, учителя, преподающие в школах с особым статусом, получают доплату из бюджета: в гимназиях ее размер составляет 15 процентов, в лицеях — 20.

«По итогам аккредитации школ рабочая группа МОиН рассматривает варианты ужесточения требований по реализации гимназического и лицейского компонента, так как есть случаи, когда школа имеет особый статус, но в то же время недоукомплектована», —  отметили в ведомстве. В Министерстве добавили, что статус гимназий, лицеев и учебных комплексов предусмотрен законом «Об образовании» и дает дополнительные возможности учащимся для изучения отдельных предметов.

А как у них, за рубежом?

К концу XX века в мире сложились четыре модели школы. Западноевропейская — это ФРГ, Великобритания, Франция, Италия и некоторые другие страны.

В этой модели большинство учебных заведений ориентированы на элитный уровень академического образования. В то же время существуют и школы (государственные), дающие ограниченную общеобразовательную подготовку, т.е. минимумы (государственный стандарт, конечно, если такой в стране установлен).

Американская модель школы обеспечивает приобретение опыта, необходимого для успешной практической деятельности. Для учащихся предоставлена свобода широкого выбора учебных предметов и варьирования содержания образования. Образовательные учреждения в равной степени представлены и государственными, и частными школами.

Советская модель общеобразовательной школы, сложившаяся в 30-50-е годы, отличается тем, что содержание образования было тесно связано  с наукой. Стандарты образования были очень высокими. В обучении имелся элемент принуждения, но образование полностью обеспечивалось и контролировалось государством.

Азиатская модель школы включает в себя сочетание старых традиций и новейших потребностей, все зависит от социально-экономического уровня развития страны и от потребностей основных классов общества. Понятно, что в Японии  и Бирме уровень системы образования разный.

В первых трех моделях профессия учителя имеет высокий социальный статус, и уровень жизни учителя гарантирован государством. Пакет социальных гарантий включает в себя жестко установленную стоимость академического часа в школе и в высших учебных заведениях, контрактную систему оплаты труда, обеспеченность жильем. Контракт включает в себя оплату медицинских услуг и обязательную страховку на случай чрезвычайных ситуаций.

В частных школах зарплаты учителей более высокие и льгот соответственно больше. Поэтому каждый учитель стремится поднять свой образовательный уровень для того, чтобы с ним заключило контракт руководство престижных частных образовательных учреждений.

Вообще контрактная система — это уже общемировая практика. Учитель выполняет те обязанности, которые прописаны в его контракте, и его права тоже защищены контрактом. Если одна из сторон нарушит контракт, то тут вмешивается государство и последуют такие судебные штрафы, что нарушать контракт желание пропадет надолго. Контракт — достаточная строгая система поощрений и наказаний, зато ни у кого не возникает желания выдать зарплату учителям сахаром, как у нас в конце 90-х годов, загнать учителей на «официозные» мероприятия или заставить голосовать за того или иного кандидата на выборах, включив административный ресурс.

Главный принцип системы образования за рубежом — контроль системы образования государством. Плохое образование – слабая экономика — отсталое государство. И это понимает любой государственный чиновник, работающий в европейской или американский системе образования.

На этих принципах стояла и советская модель школы. Но, судя по сегодняшнему положению, мы сохранить ее не сможем. А жаль…

Максим Клименко

О Администратор

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан

Этот сайт защищен reCAPTCHA и применяются Политика конфиденциальности и Условия обслуживания Google.

x

Check Also

Стрельба по авто лидера политической партии: Милиция начала расследование

По факту обстрела автомобиля лидера политической партии в городе Кара-Балта Бадалова Назми начата проверка, сообщает ...

В Кара-Балте обстреляли авто лидера политической партии. Фото

В городе Кара-Балта неизвестные обстреляли автомашину лидера политической партии. На данный момент известно, что в ...

15 декабря 2020 года в г. Кара-Балта произошел пожар на пересечении ул.Труда и Комсомольской

В г. Кара-Балта сгорели коммерческие объекты рядом с нижним рынком. Пожар произошел на пересечении улиц ...