Не пропусти
Главная > Есть проблема > К чему приводят вседозволенность и безнаказанность

К чему приводят вседозволенность и безнаказанность

В Кыргызстане всегда находится масса информационных поводов для обсуждения на том или ином уровне. Они появляются один за другим, и пока мы обсуждаем очередной, предыдущий забывается. Но есть в Кыргызстане вечный, к сожалению, информационный повод – смертность на дорогах.

Ежегодная статистика неутешительна. Это же касается и нашего Жайылского района. К сожалению, не помогает и увеличившийся штат сотрудников ОБДД (отдела по обеспечению безопасности дорожного движения), которых в народе по-прежнему называют
ГАИшниками.

«Прокуратурой Жайылского района в порядке общего надзора проводится анализ и мониторинг по исполнению законов, направленных на работу по предотвращению ДТП. Так, за 7 месяцев 2018 года по Жайылскому району и городу Кара-Балта зарегистрировано 117 дорожно-транспортных происшествий. В автомобильных авариях погибли 20 человек, 196 получили телесные повреждения различной степени тяжести. За аналогичный период прошлого года зарегистрировано 127 ДТП, в которых погибли 15 человек, 220 человек получили травмы. Автоаварий с участием несовершеннолетних в этом году зарегистрировано 26, где четыре ребенка погибли. Остальные дети получили травмы. Из них на автодороге Бишкек-Ош – 3 факта, на автодороге Кара-Балта – Чалдовар – один случай. В прошлом году было 34 ДТП с участием детей, погиб один ребенок. То есть в этом году количество детских смертей на дорогах Жайылского района увеличилось на 300%», — сообщил прокурор Жайылского района Мамбетаалы Турдумаматов.

Основной причиной аварий является банальное несоблюдение правил дорожного движения. Речь идет о несоблюдении скоростного режима водителями, выезд на встречную полосу и вождение в нетрезвом виде. При этом в группе риска оказались автомобилисты, получившие права относительно недавно. По этой причине необходимо усовершенствовать и ужесточить процесс подготовки и приема экзаменов. С пьяными за рулем тоже нужно бороться более жестко. Нарушение ПДД должны фиксировать работники ОБДД, которых на сегодня 20 человек. Число ГАИшников увеличилось вдвое, но нарушения со стороны водителей продолжаются. То ли наказание недостаточно суровое, то ли на многое «закрываются глаза»?! Вообще, дорожную милицию в Кыргызстане реформируют уже в четвертый раз. В 2008-м ГАИ переименовали в Главное управление по безопасности дорожного движения (ГУБДД). В 2011-м, в свою очередь, ГУБДД – в дорожно-патрульную службу (ДПС). В 2016-м, объединив патрульно-постовую службу и ДПС, создали патрульную милицию. И вот теперь УОБДД. Но, наверное, лучше изменить людей, работающих там, или методику работы, раз смертность на дорогах увеличивается, а не только название ведомства?!

«Прокуратурой ЖР вносилось представление в ГУВД Чуйской области по факту одного из ДТП. В настоящее время дело на стадии рассмотрения. Работникам ОБДД необходимо провести более глубокий анализ своей работы. Обратить внимание на стационарные посты, аварийные ситуации. Где происходит много фактов ДТП, туда и делать основной упор. Там нужно осуществлять контроль на систематической основе. Кстати, с этого года сотрудники прокуратуры участвуют в судебных процессах, где рассматриваются дела об административных нарушениях. Зачастую это дела с участием пьяных водителей. Это было сделано с учетом проведенного анализа со стороны Генпрокуратуры. Если мы не согласны с решением суда, то имеем право обжаловать его», — проинформировал прокурор района.

По данным прокурора, больше всего аварий происходит на автодороге Бишкек — Ош. За семь месяцев текущего года на этом участке произошло 58 фактов, в прошлом году таких случаев  зарегистрировано 66. Конечно, винить только правоохранителей в складывающейся на дорогах ситуации нельзя. Проблема комплексная, и решать ее должны многие структуры. Давно уже признано во всем мире, что основная причина ДТП — это человеческий фактор. Однако говорить об этом можно только после того, когда уже решены все технические вопросы организации и обеспечения безопасности дорожного движения, то есть установлены все знаки, нанесена разметка, проезжая часть дорог в отличном состоянии, в темное время суток имеется освещение улиц и т.д. Но дороги находятся в плохом состоянии, освещение неудовлетворительное (только на отдельных участках центральных улиц), дорожная разметка практически отсутствует повсеместно, а имеющаяся нанесена некачественными материалами, поэтому стирается через несколько недель.

«В зимний период дороги плохо убираются, из-за чего имеется повышенная скользкость не только проезжей части дорог, но и тротуаров для пешеходов. Решив эти вопросы, можно говорить о преобладании человеческого фактора при совершении ДТП, заниматься профилактикой и воспитанием участников дорожного движения. Здесь можно отметить и некачественную подготовку водителей в автошколах. Опыт показывает, что выпускники местных автошкол не овладевают за время обучения необходимым объемом знаний. О контроле над безопасностью дорожного движения можно говорить только после того, как будет обеспечен высокий уровень организации дорожного движения. У нас любят только контролировать, а заниматься организацией движения и взаимодействием редко кто желает. Вообще в систему вовлечены разные органы: органы местного самоуправления, дорожно-эксплуатационные предприятия, правоохранительные органы, медики, депутаты, автошколы», — отметил М. Турдумаматов.

Плохие дороги и неисправные автомобили продолжают убивать. Несколько лет назад в Кыргызстане отменили обязательный техосмотр. Водители в целях экономии денег вообще перестали следить за своими машинами. К мастеру везут свое авто только тогда, когда оно окончательно «встанет» посреди дороги. Учитывая, что средний возраст автомашин в стране превышает 15 лет, подобная халатность и приводит к массовым авариям. На скорости не срабатывают тормоза, неправильная балансировка колес также приводит к заносам. А иногда и вовсе из-за проблем с «ходовкой» колесо просто отваливается. На большой скорости, а особенно на горных перевалах, которых в стране предостаточно, в таких случаях удержать машину просто невозможно.

Другая причина – несоблюдение правил перевозки пассажиров. К тому же, таксисты зачастую садятся за руль уставшими и засыпают на ходу.

На общую картину влияет и нехватка дорожных знаков на междугородных трассах. И особенно предупреждающих о резком повороте или неровностях на дороге. Трассы не освещены, зачастую водитель видит поворот в самый последний момент. Среагировать не успевает.

«Мало того что проезжая часть разбита, дорожные знаки отсутствуют, разметка некачественная, так еще и сама организация дорожного движения вызывает немало вопросов. Например, до сих пор непонятно, чем руководствовались, когда выдавали разрешение на строительство торговых объектов у рынков, одновременно запрещая парковку автотранспорта там? Это ведь приводит к тому хаосу, который творится на нижнем рынке. Кроме того, там одностороннее движение. Хотя редко кто выполняет это требование. Постоянно становлюсь свидетелем того, что таксисты проезжают, несмотря на запреты. При этом не уступают дорогу ни маршруткам, ни спецтехнике. На том участке должны всегда стоять
ГАИшники, чтобы регулировать движение. Оштрафуйте несколько таких недобросовестных водителей, отгоните машину на штрафстоянку, остальные будут более дисциплинированные! На кольце возле квартала Победы нет дорожного знака. Все водители нарушают правила и выезжают на встречную полосу. В итоге создается аварийная ситуация. Автошколы продают права, в Оше был случай, когда выдали права человеку, у которого эпилепсия! Дороги разбиты. Посмотрите, что творится по улице Коммунистической. Там ведь невозможно проехать, вся «ходовка» потом летит к черту. Про таксистов я вообще молчу. Такие старые машины у них, что иной раз кажется, что по дороге развалятся. В некоторых даже двери плохо открываются. А если пожар или столкновение? Как должен выходить пассажир? Или таксиста волнует лишь оплата проезда?! Кто в таком случае несет ответственность за жизнь и здоровье пассажиров?» — возмущается житель города Кара-Балта 55-летний Алмаз (стаж водителя 35 лет).

Прокуратура уверена, что контроль на дорогах должен быть постоянным. Решение вопроса о том, кто должен участвовать в рейде, зависит от поставленных целей. Например, при проведении рейда по выявлению водителей, управляющих автомобилем в состоянии опьянения, целесообразно привлекать медицинских работников (наркологов). А вот для выявления неисправных автомобилей – инженерно-технических работников и, конечно же, необходимо привлекать общественность и представителей СМИ, чтобы у сотрудников ОБДД не было соблазна «закрыть глаза» на нарушения. Для сокращения количества ДТП необходимо воздействовать на все составляющие системы обеспечения безопасности. Во-первых, необходимо привести в соответствие дорожную инфраструктуру. Во-вторых, поддерживать автомобили в технически исправном состоянии. Затем нужно обратить внимание на качественную подготовку водителей. Вопрос о нужности или ненужности технического осмотра во всем мире не стоит. Однозначно решено – техосмотр необходим. А вот у нас его отменили. Интересно, чем руководствовались при принятии такого решения? Или полностью полагались на сознательность наших граждан?

Конечно, мы понимаем, что в первую очередь виноваты сами водители. Но люди поступают так, как им позволяют это делать. То есть безнаказанность порождает новые преступления. Тем более, что нам еще далеко до внутренней дисциплинированности граждан европейских стран. Поэтому выход один – выявлять и наказывать. Кстати, с наказанием у нас по-прежнему гуманно. В 2017 году было возбуждено только 9 уголовных дел по факту ДТП, в текущем году – всего 7 уголовных дел. Зачастую дела не возбуждаются по причине примирения сторон. Возможно, впоследствии и появляется у виновника ДТП чувство безнаказанности.

В 2016 году Всемирный банк провел исследования в странах Европы и СНГ, где Кыргызстан занял «печальное» 2 место по смертности на дорогах. На каждую сотню тысяч населения КР приходится 22 смерти. Впереди нас Казахстан, где этот показатель составляет 24,2. Третье место у России — 20,8. Самыми безопасными дорогами признаны норвежские, там происходит только 2,2 смерти на аналогичное количество населения.

Асель Аргынбаева

О

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан

Этот сайт защищен reCAPTCHA и применяются Политика конфиденциальности и Условия обслуживания Google.

x

Check Also

Украл корову с соседней улицы: сотрудники ОВД Жайылского района задержали подозреваемого

У жительницы г. Кара-Балта украли корову. В совершении данного преступления подозревается житель соседней улицы, который ...

Сотрудники милиции Жайылского ОВД провели по району профилактические рейды

Сотрудники милиции Жайылского ОВД провели ряд сходов жителей по вопросу предупреждения межнациональных конфликтов. В целях ...

В Кара-Балте собираются вновь открыть зимний бассейн

Зимний крытый бассейн «Олимпиец» г. Кара-Балта готовится к открытию.  Перед началом плавательного сезона десять работников ...