Не пропусти
Главная > Новости > Народные новости > Кыргызское войлочное чудо

Кыргызское войлочное чудо

В селе Сосновка дети 99-летней Хамиды Дыйканбаевой после смерти матери решили передать ее работы музею. Музей планируют открыть в одной из комнат в сельском клубе.

Основные работы Хамиды – это изделия из войлока, шерсти, кожи, камыша. В частности, здесь можно увидеть шырдаки, туш-кийизы, жер тошоки, ала-кийизы. Кроме этого, представлены различные сосуды для напитков и продуктов питания. По словам сына Хамиды Конурбека Байтерекова, она начала активно заниматься рукоделием после смерти одного из сыновей. Возможно, таким образом безутешная мать хотела как-то отвлечься от своего горя. Конурбек вспоминает, что мама могла сутками сидеть за своей работой, и детям приходилось самим готовить обед.

«Нашу маму этому никто не учил. Она запомнила с детства, потому что постоянно видела, что и как делала ее мама. Изготовлению войлочных изделий она научилась тоже у нее. А вот у отца подсмотрела, как тот делал сосуды из кожи – саба, чанач, кокор, коночок. Наш дед был табунщиком. Когда он уезжал на жайлоо, то нужно было брать с собой продукты. Чтобы напитки и еда не портились, он изготавливал разные сосуды из кожи животных. Например, делался кокор – это своего рода фляжка для кумыса, которую прикрепляли к седлу лошади. В основном эту посуду делали мужчины, в то время как остальную утварь для молока — женщины. При изготовлении сосудов для кумыса предпочитали использовать кожу верблюда, так как она отличается прочностью и хорошо сохраняет придаваемую ей при обработке форму. Но наша мама изготавливала из кобыльей кожи. Крышка сосуда вытачивалась из древесины. Если саба и кокор  считались емкостями для напитков, то коночок использовался для каймака, то есть домашней сметаны. Мы сейчас не делаем кумыс, поэтому все эти изделия у нас дома как сувениры. Когда была жива мама, она все это использовала по прямому назначению», — вспоминает Конурбек Байтереков.

Шырдак является национальным кыргызским ковром из войлока, орнамент которого выполнен по мозаичной технике. Название происходит от слова «шырык», что означает «стегание» – один из основных процессов в создании этого ковра, который делает его прочным и долговечным. С древних времен шырдак являлся важным компонентом в убранстве юрты. Шырдаки считаются более долговечными, чем ала-кийизы. Средний срок службы ала-кийиза составляет около 20 лет, а шырдак может храниться до ста лет.

За свою жизнь Хамида Дыйканбаева несколько раз предоставляла свои работы для престижных выставок. Но, со слов ее детей, поделки так и не возвращались мастерице.

«У мамы было множество вариантов орнамента, сделанного из лоскутков плюша и вельвета. У нас до сих пор дома остались эскизы в тетради. Во времена Союза она выставлялась, но ей ни разу работы не возвращали — ссылались на то, что по дороге контейнер пропал. Два шырдака выставлялись в Бельгии, во Франции. После развала Союза тоже была выставка, и шырдак также не вернули. А ведь это долгая и кропотливая работа. Маме было очень обидно и неприятно. После такого отношения она больше не давала свои изделия на международные выставки», — рассказывает Зулайка Байтерекова, дочь Хамиды.

Войлок служил кыргызам на протяжении всей жизни. Наши предки рождались на войлоке и носили войлочную одежду. Шырдаки наряду с кийизами были предметами первой необходимости в быту. Их стелили на пол или на траву. Согласно традиционным представлениям, войлок оберегал людей от злых духов и вражеских сил, а также спасал от холода и зноя. Всем хорошо известно, что кыргызы с древних времен жили, провожали и до сих пор продолжают провожать в последний путь своих близких в войлочных юртах.

Другим красивым изделием является туш кийиз. Это скорее не ковер, а настенный коврик или настенное панно. Первоначально они использовались в юртах. В мире нет двух одинаковых туш кийизов. Их часто изготавливали для молодоженов. На некоторых бывают вышиты имена супругов или имя самого мастера. Мягкая ткань используется как фон, на котором вышивается рельеф, создается изображение. Кыргызы чаще демонстрируют природу: деревья, цветы, животных. Иногда на туш кийизах могут быть изображены люди. Существуют два типа туш кийизов – большой и маленький. Большого размера панно вешают на стену. Маленькие панно используют как покрывало на кровати и диваны. К сожалению, туш кийизы становятся все более редким явлением. Сегодня очень не многие продолжают жить в юртах, и хотя туш кийизы «выжили» во время перехода в благоустроенные дома, ремесло вымирает, так как традиции меняются, и на рынке можно найти более дешевые, но менее интересные фабричные изделия.

«Мама еще шила аяк кап. Это войлочная сумка для кухонной утвари. Она всегда украшала ее  аппликациями из цветного материала, были вышивки с национальным орнаментом. Кроме аяк капа, были и интересные дамские сумочки. Мама их дарила снохам и соседкам. Из войлока делала сувенирный кокор. У мамы было почти безотходное рукоделие. Даже если оставались маленькие кусочки разных цветов, она использовала их для тошока. Тошок стелют на пол, чтобы было мягче сидеть за дастарханом. А когда она шила шырдаки, то принимали участие все снохи и даже соседи приходили поучиться. Еще наша мама умела шить чапаны и национальные платья. Этому ее научила свекровь. Я думаю, что работы мамы были необычными, потому что у нее была богатая фантазия. Она была своего рода художником», — говорит Зулайка.

Изготовление шырдака считается очень сложным и трудоемким процессом. Чтобы получить средний размер шырдака, нужно около двух месяцев. Это войлочное чудо всегда считалось важной частью приданого дочерей. А также каждая кыргызская женщина считала своим долгом оставить хотя бы по одному шырдаку каждому из своих сыновей.

Идея передать часть изделий Хамиды Дыйканбаевой в музей возникла у детей, чтобы память о матери осталась не только в их сердцах, но и среди односельчан.

«У нашей мамы было большое желание оставить что-нибудь ценное детям, внукам, снохам. Она всю жизнь была домохозяйкой, потому что растила 9 детей. Внуков у Хамиды Дыйканбаевой 39, правнуков – 53, и есть один праправнук. Конечно, все ее изделия дети разделили между собой. Но в музей тоже нужно передать, пусть ее работы останутся в истории нашего села», — отмечает Конурбек Байтереков.

Декоративно-прикладное творчество кыргызского народа рождено многовековой историей кочевников. Стремление кыргызов к красоте создало невероятные образцы народной фантазии и совершенства художественного видения. Кыргызское традиционное искусство изготовления войлочных ковров — шырдаков и ала-кийизов — включено ЮНЕСКО в Список нематериального культурного наследия человечества. Это произошло на 7 сессии Межгосударственного комитета по нематериальному культурному наследию, которая проходила в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже с 3 по 7 декабря 2012 года.

Асель Аргынбаева. Фото автора

О

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

x

Check Also

В Жайылском районе за ноябрь при пожарах погибло уже три человека (осторожно, фото!)

Уже третий человек скончался во время пожара за ноябрь.  Об этом сообщили в отделе ЧС ...

В городе Кара-Балта прошел концерт русской песни

В ДК имени Ленина прошел фестиваль «С Россией в сердце». Для кара-балтинских зрителей российские и ...

Карабалтинцы все чаще проявляют интерес к антиквариату

Жительница города Кара-Балта Айжан хранит ретро-калькулятор — механический арифмометр, который был выпущен полвека назад. Антикварный ...