Не пропусти
Главная > Есть проблема > Кто защитит потребителя?

Кто защитит потребителя?

Вам сделали  некачественный ремонт в автосервисе, продали просроченный продукт питания или бракованную стиральную машину? Куда обращаться? Путь один – в общество по защите прав потребителей. А что делать, если такой нужной организации нет? Вернее сказать, она есть, но только на бумаге. И занимаются этой деятельностью люди, далекие от данной сферы.

Вот уже многие годы в Кара-Балте комитет по защите прав потребителей располагается на базе разных организаций. Общество перебрасывают из одного кабинета в другой. Люди работают здесь неохотно, так как организация общественная, то есть бюджета своего не имеет. Куда в таком случае могут обратиться покупатели со своими проблемами? Правильно – никуда! И это в то время, когда во всех других странах и городах мира есть различные государственные и общественные организации по защите прав потребителей. На сегодня карабалтинцы остаются один на один с оболваненными головами, вылетаемыми на следующий день зубными пломбами и горе-ремонтниками, которые починят автомобиль так, что он будет ездить хуже, чем до ремонта.

К сожалению, правовая культура персонала наших предприятий торговли и сферы услуг остается далекой от совершенства. Все мы можем столкнуться с грубостью, непониманием и откровенным хамством даже в крупных торговых сетях, не говоря уже о мелких. Кроме того, никто не застрахован от приобретения некачественных, просроченных, не соответствующих аннотации товаров. Чтобы как-то бороться с этим, и существует Закон о защите прав потребителей. Он регулирует взаимоотношения потребителя товаров и услуг с их поставщиками, а также подробно раскрывает сущность прав, которые мы имеем. Законодательство прямо устанавливает обязанность каждого продавца товаров и поставщика услуг контролировать их качество. Потребитель имеет право получить необходимый ему товар или услугу. Регулировать качество призваны различные ГОСТы, СНИПы, правила торговли и технические регламенты. Потребитель имеет право потребовать от поставщика возмещения полученного от использования некачественного товара или услуги ущерба. Оно может быть полное или частичное. Но вся проблема в том, что закон этот не действует. По крайней мере у нас.

«Недавно приобрела в дорогом бутике обувь. Босоножки оказались не очень качественными, несмотря на высокую стоимость. Проходила буквально пару дней, и подошва треснула. Принесла в магазин в надежде вернуть свои деньги. Девушка-консультант не то, что вернуть деньги, даже не обменяла товар. Свой отказ она объяснила тем, что товар возврату и обмену не подлежит, показав табличку, висящую на стене. Я сказала, что пойду в суд, но она заявила, что я могу писать хоть в Гаагский. Неужели в нашей стране сервис никогда не будет на уровне развитых стран? Разве мы не люди и не заслуживаем хорошего отношения к себе? Причем, за свои же кровные деньги. В итоге: испорченное настроение, неоправданные финансовые затраты… Не знаю, обращаться ли в суд? Ведь мне потребуется помощь адвоката, а это тоже затраты», — поделилась своей историей 29-летняя Милана, жительница города Кара-Балта.

А потребителя могут обмануть везде, не только в магазине. Мы можем столкнуться с мошенничеством в салоне красоты, на СТО, в стоматологическом кабинете или во время ремонтных работ в своей квартире.

«Для ремонта квартиры я пригласил мастеров. Никаких контрактов и договоров с ними не заключал, договорились на честном слове. Строители должны были облицевать кафелем ванную и кухню, установить натяжные потолки, зашпаклевать стены и наклеить обои, а также поменять окна и пол. Во время ремонта я жил на даче и приезжал посмотреть, как идет процесс. Они говорили, что нужно купить и какая сумма требуется. Я выдавал деньги и старался контролировать. Через три месяца они завершили работу, и я рассчитался с ними. Спустя какое-то время выяснилось, что профиль, из которого сделаны окна, дешевый, а не тот, что я им заказывал. Кафель тоже оказался дешевой подделкой. Было еще много брака в работе. В общем, они сэкономили на строительных материалах где-то 50 тысяч сомов, но только в свою пользу. На мои претензии они ответили, что все сделано правильно и никаких присвоений нет. Не знаю, что делать, куда обратиться и как доказать, ведь никаких письменных договоров нет и никаких чеков из магазина они не предоставили?» — рассказал 35-летний карабалтинец Виталий.

Конечно, если бы в Кара-Балте была организация по защите прав потребителей, Виталий смог бы обратиться туда. И несмотря на то, что ситуация весьма сложная, права обманутого горожанина были бы восстановлены, а материальный ущерб возмещен.

«Поскольку ремонт проводился не один день, а несколько месяцев, то соседи  должны были видеть мастеров, то есть быть свидетелями этого процесса. Далее следует пригласить для оценки стоимости выполненного ремонта и использованных материалов представителей экспертных организаций, имеющих соответствующую лицензию. Составить смету. Если выявлен брак, то оформить одновременно дефектную ведомость. После этого можно определить, насколько выполненная работа соответствует нормам, и примерно высчитать причиненный ущерб. Таким образом, появится доказательный материал, подтверждающий недобросовестность мастеров и причинение ими вреда имуществу, а значит, возникает основание для обращения в суд. И заниматься этим помогают комитеты по защите прав потребителей. А так человеку приходится самому предпринимать какие-то действия. И хорошо, если у него есть знания в области юриспруденции, а если нет? Поэтому я могу только посоветовать некоторые вещи, чтобы люди сами себя обезопасили. На сегодня у многих ремонтников схема обмана довольна простая: берут аванс и исчезают. Защитить себя можно проверкой документов мастера, и желательно, чтобы была сделана копия его паспорта. Да и об оплате нужно договориться по окончании выполненных работ. Что касается строительных материалов, считаю, что покупать вы должны вместе. Таким образом  вы будете точно знать стоимость и качество приобретенного товара. Но лучше всего заключить договор, нотариально заверенный», — советует адвокат Жайылского района Садырбек Исраилов.

Помимо обмана, клиентов подстерегают и другие неприятности. По мнению жительницы верхней части города Натальи, у нас почти нет магазинов, куда было бы приятно зайти. Продавцы не имеют ни этических, ни эстетических представлений о нормах и правилах поведения в сфере обслуживания. А это, уверена Наталья, также является нарушением прав любого потребителя.

«Заходишь в магазин, и первый вопрос продавца: «Что Вы хотели?» или «Вам чем-то помочь?». Причем, спрашивают они меня не с приветливой улыбкой, а с оценивающим взглядом. И что, я должна зачитать весь список моих желаний и просьб и где мне нужна помощь! Мало ли чего я хочу… Дайте мне сначала осмотреться в магазине, а потом уже я сама спрошу, что мне нужно, если, конечно, не найду того, что искала. Кроме того, мне не нравится, что в продуктовых магазинах нет специально отведенного места, где можно упаковать приобретенный товар. Приходится все это делать на весу. Было бы удобнее, если бы был стол, куда можно поставить все сумки. О санитарных нормах я вообще молчу, потому что они не соблюдаются. Часто наблюдала, как поставщик хлебобулочных изделий ставит ящик с товаром прямо на землю. Затем грязными руками берет хлеб и перекладывает на прилавки. Если делаю замечания, то слышу в ответ: «Не хотите – не берите! Вас никто не заставляет!».

По мнению горожан, человек, который предоставляет услуги населению, должен соответствовать во всем. Начиная от внешнего вида и заканчивая умением вести диалог. Кроме того, он должен знать о товаре, который продает, или услугах, которые предоставляет. На самом деле происходит иначе. Зачастую продавцы даже не знают о тех вещах, которые продают. В итоге они не могут посоветовать и подсказать покупателю при выборе продукции.

«Класс предпринимательства в Кыргызстане возник стихийно. Люди не были подготовлены, в свое время их никто не обучал. Вначале не было никаких нормативно-правовых актов, они только потом появились. К сожалению, многие из этих нормативов не работают по сей день. В предпринимательство хлынули все подряд. Безработица, идти некуда, а семью кормить надо. Считаю, что предприниматели должны в обязательном порядке проходить обучающие семинары и тренинги. А у нас получается так, что вчерашний таксист или дворник сегодня продавец-консультант. Вообще закон о защите прав потребителей в КР был принят еще в 1997 году. Закон неплохой. Сначала он у нас работал, движение это было активным. Контроль возлагался на службу антимонопольной политики. Большое участие было со стороны органов местного самоуправления. Но вот уже многие годы нет организации по защите прав потребителей. Обманутые потребители обращаются ко мне, потому что не знают, куда им писать заявления и жалобы. У людей много вопросов и предложений. В частности, по ценообразованию, по качеству предоставляемых товаров и услуг. Со всеми этими претензиями потребитель должен идти в мэрию. А обмана со стороны предпринимателей происходит много. Логика у нашего предпринимателя какая? Взять дешевле, продать дороже. Эта мысль у них на первом месте. А это неправильно. В первую очередь нужно думать о качестве. Благодаря качеству будут и постоянные клиенты, а это стабильный доход для владельца магазина или салона», — сообщил председатель союза предпринимателей Жайылского района и города Кара-Балта Садыр Тойбасов.

Большая часть всех недоразумений происходит из-за того, что люди не знают своих прав и не информированы о том, как себя защитить. Комитет по защите прав потребителей занимается направлением претензий, исков и жалоб в суды и другие органы, анализом договоров на предмет выявления противоречий с законом, экспертизой с выдачей экспертного заключения. Кроме того, подобные организации устраивают обучающие семинары и  конференции, а также предоставляют гражданам юридические консультации. Так, может, стоит и в нашем городе создать эту нужную организацию? А если она существует, то заставить работать. И этим, безусловно, должна заниматься мэрия, ведь потребители – это налогоплательщики, избиратели и самое важное – жители нашего города. Или их права никого не интересуют?

Асель Аргынбаева

О

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан

Этот сайт защищен reCAPTCHA и применяются Политика конфиденциальности и Условия обслуживания Google.

x

Check Also

В Кара-Балтинском горкенеше новый депутат

В городском кенеше Кара-Балты новый депутат, пишет корреспондент Turmush. По его данным,  18 октября прошла внеочередная ...

Штормовое предупреждение: В ближайшие дни по Кыргызстану ожидается понижение температуры воздуха

21 октября днем и 22-23 октября ожидается резкое изменение погоды, сообщает Кыргызгидромет. На большей части ...

Введен запрет на курение. Где же все-таки можно?

В Кыргызстане 13 октября вступил в силу закон о запрете курения в общественных местах. Теперь ...