Не пропусти
Главная > Новости > Народные новости > Карабалтинец самостоятельно реставрирует раритетный автомобиль

Карабалтинец самостоятельно реставрирует раритетный автомобиль

Более 30 лет в гараже у карабалтинца стояла «Победа» 1947 года М-20. И только в этом году он взялся восстанавливать знаменитую «старушку» сталинских времен. 

 Многие запчасти к этому автомобилю, причем родные, уже найдены. Остались только мелочи, которые автолюбитель продолжает искать среди людей, занимающихся этой моделью. «Победа» досталась Николаю Лозовому от приятеля перед развалом Советского Союза, тогда он купил ее за 100 долларов США, и она была на ходу. И так как у него был другой автомобиль, то это «приобретение» долгое время стояло и стало «источником» запчастей. С «Победы» зачастую брались детали для трактора и комбайна во время посевных и уборочных работ на полях. Так и стоял советский автомобиль, ржавея с годами.

«Мне постоянно предлагали эту машину продать, но я не соглашался. Последний раз, примерно месяцев пять назад, приехали молодые люди и предлагали за нее 200 тысяч сомов, но я не продал. Наверное, это стало толчком, чтобы я наконец-то стал ею заниматься. Выгнал ее из гаража, поднял на домкрате, поставил на подставки и посмотрел, как обстоят дела снизу. Днище отличное, нигде не сгнило, в одном только месте на заднем крыле чуточку ржавчиной на пару миллиметров насквозь пробило. На 30% уже разобрал машину, детали проверил на дефекты, почистил, поставил снова. Все узлы агрегаты найдены, остальное стоит на ней, только заржавело, поэтому никакие жидкости не помогают, приходится болгаркой работать. Самая больная часть моей «Победы», можно сказать ахиллесова пята, — это панель приборов, которая со временем потрескалась. Там пластмассовые вставки, их найти тяжело, и они выйдут в копеечку. Панель приборов окантована пластмассовой решеткой, и она полопалась, руль тоже потрескался. Нужно либо реставрировать руль, либо искать такой же. И еще одного колпака не хватает. Только вот такие мелочи осталось найти, а так в целом она укомплектована. Надо только до конца разобрать, почистить все, отреставрировать, проверить на техническую исправность. А детали от других машин не подойдут, так как теряется смысл всего дела. Истинные ценители и знатоки «Победы» увидят сразу несоответствие модели. Думаю, что за год мне удастся восстановить мою «ласточку», — делится своей историей владелец ретроавтомобиля.

В июне 1945 года готовый прототип будущего знаменитого автомобиля был продемонстрирован Иосифу Сталину, на этой демонстрации был одобрен запуск модели в производство, и за ней было закреплено название ГАЗ-М-20 «Победа». Где-то в начале девяностых годов один автомобильный историк запустил байку о том, что «Победу» изначально хотели назвать «Родиной», но тут вмешался Сталин и грозно спросил: «И почем будет продаваться «Родина»? Сама постановка вопроса попахивала 58-й статьей и Воркутой с Магаданом, поэтому от названия «Родина» решили отказаться и назвали машину «Победой». «Победа» стала первым в СССР массовым легковым автомобилем, а в какой-то степени еще и символом послевоенного возрождения страны. Конечно, не обошлось без заимствования у крупных мировых автопроизводителей Германии и США.

«Эта модель автомобиля стала популярна потому, что дизайн для тех времен был очень современным, необычным, ведь его позаимствовали у иномарок. Например, появились стоп-сигналы, стеклоочистители с электроприводом. Впервые в СССР легковой автомобиль оснастили отопителем салона. А еще в салоне был плафон с лампочкой. Слабым местом «Победы» был двигатель, пусть надежный и долговечный, но маломощный, до 50 км в час автомобиль разгонялся за 12 секунд. Но у него была надежная подвеска. Эта машина очень прочная, долговечная, крепкая. На ней можно не бояться езды по плохим дорогам. Да и деталей тогда было полно, проблем с ремонтом не было. Просторный (по тогдашним меркам) и комфортабельный салон, и даже багажник есть. Обтекаемая каплевидная форма придавала автомобилю современный динамичный вид, все детали подчеркивали единство стиля», — рассказывает автолюбитель.

Реставрация старинного автомобиля, по словам карабалтинца, – дело хоть и увлекательное, но затяжное и дорогостоящее. К примеру, чтобы найти фары для своей «Победы» ему пришлось «перелопатить» весь город. Ему трижды приносили фары, но не тех моделей, какие нужны были. И вот наконец долгожданные фары приобретены, причем совсем за бесценок для ретроавтомобиля — по 700 сомов каждая. Нужно еще найти заднюю подсветку номеров, которая разбита, и клыки.

«В нашем городе есть люди, у которых можно достать детали для «Победы», кроме того, можно на блошином рынке купить или съездить в другие районы. Мне привезли передний мост в разобранном виде, почти новый. Если даже не найду таких клыков, придется изготовить их самому. По специальности я инженер-механик. Сейчас шлифую детали, компрессором выдуваю каждую пылинку, взял шпатлевку, грунтовку. Единственное, нужно будет пригласить профессионального сварщика. Когда все закончу, надо ее покрасить, сначала хотел красным, но в советские времена такого цвета у машин не было. Были белые, бежевые, зеленые, желтые. Поэтому насчет цвета пока в раздумьях. Салон отреставрировать проблем не будет, можно обтянуть дерматином, как обычно делали, но вот с дверными ручками беда. Их нет. Еще нужно найти накладки для педалей сцепления, они резиновые, должны быть именно родными для М-20», — говорит Николай Иванович.

Вот такая история у этой «Победы». Автомобиль был не только символом Победы страны в Великой Отечественной войне, но и стал грандиозным прорывом отечественного автопрома, а «путевку в жизнь» ему дал лично Иосиф Сталин. Интересно, а чем он так нравится нашему герою? Наверное, тем, что этот автомобиль возвращает его в детство. Это и неудивительно, ведь «Победа» символизирует время, когда люди были добрыми и счастливыми. Но, кроме ностальгии, «Победа» — это ведь еще и очень хорошая машина. Советский стиль — это не только ушанки со звездами и пионерский галстук, но еще и надежность,  и долговечность. И автомобили «Победа» — значительная часть советской культуры и истории.

Асель АРГЫНБАЕВА. Фото автора

О Асель Аргынбаева

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан

x

Check Also

Жители многоэтажки ул. 40 лет Киргизии заковали в цепи качели во дворе. Имеют ли они право на это, — комментарий юриста

Качели во дворе многоэтажки №32 на улице 40 лет Киргизии заковали в цепи и повесили ...

Грушевый сад села Сосновка замусоривается отдыхающими

Карабалтинцы оставляют мусор в грушевом саду села Сосновка после отдыха на выходных. С пятницы по ...

Жители Жайылского района возмущаются: популярная зона отдыха превращается в мусорку

Некогда самое красивое место в Сосновке, где находится водопад, замусорено и выглядит очень неухоженно. Это ...