Не пропусти
Главная > Новости > Каковы финансы, таковы и возможности: впереди тяжелый экономический кризис

Каковы финансы, таковы и возможности: впереди тяжелый экономический кризис

Когда будет пущен общественный транспорт? И  когда заработают вещевые рынки?

Водители общественного транспорта Жайылского района и города Кара-Балта надеялись, что выйдут на работу 11 мая, после окончания карантина. Но надежды рухнули после совещания республиканского штаба по борьбе с коронавирусом: с 11 мая по-прежнему всем видам общественного транспорта работать было запрещено, посчитав его главной зоной риска заражения граждан. С 11 мая был отменен режим чрезвычайного положения в некоторых регионах и комендантский час, однако повсеместно сохранился режим чрезвычайной ситуации. Водители, автослесари и инженерно-технические работники вынуждены были пойти в отпуска без сохранения заработной платы еще в марте. Отсутствие работы резко подорвало семейный  бюджет.

«В нашей организации работает много людей. Каждый день по г. Кара-Балта и Жайылскому району выходило около 80-90 машин. Кроме того, были маршруты «Кара-Балта — Бишкек», это еще до 35 машин. Помимо водителей, у нас есть диспетчеры, слесари, другие специалисты. И все они без работы! Но в это же время нам никакой помощи не оказывали, даже продуктами питания. А когда властям рассказываешь о наших проблемах, просят потерпеть. А что делать водителям, у которых есть маленькие дети, они все в кредитах! Хорошо, когда получаешь зарплату из бюджета. Но ведь это наши отчисления, малого и среднего бизнеса! То есть именно малый и средний бизнес кормит всех бюджетников. А сейчас нам говорят: потерпите! Ну тогда дайте нашим работникам гуманитарную помощь! Может, тогда и терпеть было бы легче», — сказала руководитель ОсОО «Абсолют авто» Искра Лю.

По данным Искры Лю, только в Чуйской области таких пассажирских предприятий около 40. В Бишкеке тоже столько же организаций. И все они производили отчисления в налоговую и социальный фонд. Помимо этого, оплачивали лицензию на перевозку пассажиров. Много лет тариф на проезд в общественном транспорте не повышался, хотя инфляция растет ежегодно. В городе Кара-Балта муниципального автопарка нет. Отечественные транспортники видят, как минимум, три варианта поддержки: субсидировать выпадающие доходы автотранспортных предприятий, пересмотреть или временно заморозить графики выплаты кредитных и лизинговых платежей и не начислять пени и штрафы за задержку налоговых отчислений.

«Во-первых, дайте нам просто работать. Конечно, если бы нам выдали беспроцентный долгосрочный кредит, то мы смогли бы закупить свой транспорт. Муниципального автопарка нет, мы привлекаем водителей с личным транспортом, составляем с ними договоры. Но ведь мы знаем, что никакой помощи нам государство не окажет, тогда хотя бы не душите налогами, дайте бизнесу сначала подняться», — поделились кара-балтинские транспортники.

Ограничения были продлены и для другого вида бизнеса. В частности, нельзя работать и промышленным магазинам даже после снятия режима ЧП. Как сообщила владелец магазина детской одежды и обуви в Кара-Балте Камилла Полещукова, после рейдов на городских рынках работать было запрещено.

«Нам сказали потерпеть до 21 мая. Но многим предпринимателям очень тяжело выживать. Как терпеть, когда дома голодные дети? У меня четверо детей, но нам повезло, так как у нас дополнительный доход. А что делать остальным, кто полностью зависит от рынка? И даже когда люди выйдут на работу, не у всех будет движение. У меня детские вещи, они пользуются спросом. Дети растут, одежду и обувь родители вынуждены покупать постоянно. Сложно будет тем, кто вложил средства в товары не первой необходимости. Но у меня тоже возникла проблема. Я закупила вещи на весну, а сейчас уже лето на подходе. Летнего товара у меня почти нет, его придется покупать на «Дордое», когда он откроется. И какие там цены будут, неизвестно, скорее всего, вырастут. Денег на новый товар нет, так как весенний уже я не продам, теперь только осенью, чтобы вернуть вложенные деньги. О какой-либо помощи со стороны государства говорить не приходится. Тогда дайте работать, чтобы мы могли кормить свои семьи и само государство, как это происходит постоянно! Люди в отчаянии», — поделилась своим мнением женщина.

Повышения цен на импортные товары ожидают и другие предприниматели. А это значит, буквально все подорожает, так как Кыргызстан мало что производит. При этом размер пенсий и заработных плат останется прежним, а это значит, покупательская способность снизится в разы.

«Я как предприниматель понимаю, что без налоговых сборов наша страна не выживет. Отменить их совсем государство не сможет, других источников дохода нет. Но ведь можно же сделать послабление хотя бы для обычных граждан, тот же земельный налог, налог на транспорт и так далее? Людям и без того придется тяжело, уже сейчас наблюдается повышение цен на продукты питания, средства гигиены. После открытия «Дордоя» будут новые цены и на все остальное – бытовую технику, одежду, обувь, мебель и многое другое. По цепочке это повлияет и на услуги – салоны красоты, кафе, автомастерские, заправочные станции. А что касается малого и среднего бизнеса, считаю, что к нему нужно подходить индивидуально. Каждому нужно определенное, более конкретное послабление. По поводу отсрочки думаю, что трех месяцев недостаточно, чтобы бизнес «раскачался». По кредитам нужно дать полгода, если не больше», — рассуждает предприниматель Сергей Чирков.

По мнению отечественных экономистов, финансовый кризис в КР станет ощутим примерно через три месяца, но после введения карантина в стране к тому времени уже пройдет полгода. Бюджет, по прогнозам экспертов, может потерять больше 20 миллиардов сомов. Самые большие убытки понесет бизнес в сфере услуг, который дает около 50 процентов ВВП Кыргызстана. Понятно, что со снижением ВВП сокращаются и доходы госбюджета, так как со спадом производства собирается меньше налогов.

«Республиканский бюджет пополняется за счет налоговых и неналоговых платежей. Когда налоги не поступают несколько месяцев, это сильно бьет по общему карману КР. А тут еще и границы закрыты, то есть таможня тоже в казну ничего не приносит. И если до этого в казне были определенные запасы, то постепенно они уходят на выплату зарплат бюджетникам, пенсионерам, инвалидам и так далее. Пока мы не ощущаем финансового кризиса сильно, запасы еще не исчерпаны. Мое субъективное мнение, что мы ощутим кризис в самой жесткой форме примерно в сентябре. Хотя в своих выступлениях руководство страны предупреждает население о возможных проблемах уже в июне. Сам кризис продлится долго, год-полтора, а может, и все два года. Но вот переломный момент мы ощутим к началу осени. Усугубляется ситуация еще и по макроэкономическим показателям. Имеются ведь проблемы не только с малым и средним бизнесом, но и с крупным. Тот же простаивающий «Кумтор», который раньше составлял ощутимую часть доходной части бюджета. Посмотрите, что происходит в городе Кара-Балта! Простаивает НПЗ, который из восьми существующих видов налогов платил по семи пунктам. Многие кара-балтинские промышленные предприятия простаивают уже много лет, и нет надежды на их возрождение (КГРК, АРЗ). Выпадение из бюджета повлияет в конечном счете не только на выплату денежных средств гражданам, но и на все остальное. Строительство и ремонт дорог, школ, детских садов, сфера ЖКХ – озеленение, освещение, уборка, текущий ремонт. Пострадают системы образования и здравоохранения. На охрану окружающей среды и оборону также выделялись средства. То есть ощутимо будет повсеместно», — объяснила ситуацию карабалтинский экономист Динара Шаменалиева.

Если брать на конкретном примере, то многие предприниматели в Кара-Балте зависят от рынка «Дордой». Сама ассоциация «Дордой» как юридическое лицо отчисляла государству почти 755 млн. сомов в год. Потом, если добавить грузоперевозки товаров через границу, таможенные отчисления, налоги и другие услуги, то бюджет в общей сложности получал только от них почти 5 млрд. сомов. Из-за закрытия границ не удается ни отправить, ни получить товар. То есть торговли практически нет. А значит, и сумма отчисляемых налогов уменьшится. Каким будет это снижение, сказать конкретно нельзя, но уменьшение выплат неизбежно. Помимо всего прочего, нужно и долг отдавать. Международный валютный фонд (МВФ) предоставил Кыргызстану кредит в 120 млн. долларов. Из них 70% суммы дается на пять лет, а оставшаяся часть в 30% — на 10 лет. Если будет собрано недостаточно таможенных и налоговых отчислений, то необходимо пересмотреть расходы бюджета, урезать неприоритетные статьи, оставив лишь самое необходимое. Скорее всего, Кыргызстану придется опять просить помощи у международных финансовых организаций.

«Таким образом, правительство КР сегодня оказалось между молотом и наковальней. С одной стороны — из-за кризиса, связанного с коронавирусом, необходимо оказать поддержку бизнесу, но с другой — совсем освободить его от налогов тоже не получится. А еще нужно понимать, что больше всего бизнес сегодня страдает от скачков национальной валюты к доллару. Многие предприниматели берут кредиты в американской валюте, поскольку закупают оборудование или товары за рубежом», — поделилась мнением экономист.

По данным НБ КР, на конец января 2020 года кыргызстанцы получили в качестве кредитов в банках республики 146 млрд. сомов (около 2,1 млрд. долларов США по старому курсу). Из них треть —  в долларах США.

Асель АРГЫНБАЕВА

О

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

x

Check Also

Вторая волна COVID-19 в Кыргызстане. Готовы по имеющимся возможностям

«Не дай бог, чтобы была вторая волна. Но мы уже имеем горький опыт», — заявил 24.kg замминистра здравоохранения Мадамин Каратаев. По его ...

Президент подписал указ о праздновании 30-летия независимости

Президент подписал указ о подготовке к празднованию 30-летия независимости Кыргызской Республики. Об этом сообщили в отделе информационной политики аппарата ...

Россия сняла ограничения на въезд кыргызстанцев на территорию страны

Россия сняла ограничения на въезд кыргызстанцев на территорию страны, введенные из-за распространения коронавируса. Об этом сообщается на сайте правительства РФ. По ...