Не пропусти
Главная > Есть проблема > Ждали счетчики «умные», а поставили старые

Ждали счетчики «умные», а поставили старые

Жители улицы Коммунистической (квартал №15) города Кара-Балта жалуются на нарушения, которые имеются в работе по выносу электрических счетчиков из квартир в подъезды многоквартирных домов.

С их слов, эта работа с собственниками жилья согласована не была. И как утверждает жительница улицы Коммунистической Татьяна, работники РЭС не показали людям ни постановления, ни приказа ОАО «Северэлектро». Абоненты пытаются выяснить, насколько законна установка электросчетчиков в подъезде и соответствует ли эта работа технике безопасности? Другими словами, не существует ли угроза жизни и имуществу граждан, проживающих в многоквартирных домах?

«В доме №7 на третьем этаже как-то произошел пожар. Это случилось в дневное время, поэтому люди так быстро отреагировали. А очагом возгорания стал тот самый электрощит, который находится в подъезде. Возможно, приборы учета не соответствуют техническим характеристикам? Или у них уже давно истек срок годности? А может, дело в кабелях? Но люди не хотят подвергать себя опасности! После этого случая мы боимся, что в любой момент может произойти короткое замыкание. А если пожар будет ночью, и мы не успеем выйти из квартир? Наши дома были построены в 60-ые годы, и с тех пор проводка не менялась. Проверяла ли все это пожарная служба, и есть ли заключение о соответствии пожарной безопасности? Кроме того, после работ сотрудники РЭС оставили в стенах дыры. И все последствия таких работ жильцы устраняют сами», — сообщили жители улицы Коммунистической.

С вопросами жители обратились в райгосадминистрацию. В своем официальном ответе акимиат сослался на распредкомпании, и в частности, на установку «умных» приборов учета.

«Работы по выносу счетчиков в подъезды производятся по Приказу ОАО «Северэлектро». Во время снятия показаний счетчиков работники РЭС часто не могут попасть в квартиру к абоненту. И эти действия направлены на исключение искажений показаний электрических счетчиков, а также на предотвращение коррупционных действий между потребителем и энергоснабжающей организацией. Вынос и замена счетчиков проводятся на основании приказов ОАО «Северэлектро». Кампания по установке «умных» счетчиков по Жайылскому району проводится с 2016 года. О массовом выносе счетчиков было опубликовано в СМИ, так как индивидуально предупреждать не представлялось возможным. А перед установкой каждый прибор учета проходит госповерку», — говорится в ответе акимиата.

Исходя из официального ответа, Приказ о выносе счетчиков имеется. Но в документе сказано об установке «умных» счетчиков. Напомним, что «умные» счетчики — это разновидность усовершенствованных счетчиков, определяющих показатели потребления более детально, нежели традиционные средства измерения. Но в подъездах домов на улице Коммунистической стоят обычные приборы учета, причем еще старого образца.

«Судя по знаку качества, который изображен на панели (он был характерен для того времени), эти счетчики еще советские. Мы уверены, что любой прибор имеет срок годности, в течение которого его можно эксплуатировать. Но создается такое впечатление, что эти приборы долго пылились на складах, и вот сейчас под лозунгом «весь район перевести на умные счетчики» их используют под видом новых. Но ведь люди все видят! Одно из двух: либо изначально никаких «умных» счетчиков для потребителей не было, либо они куда-то делись, а нам поставили старые, еще советские счетчики. Проще говоря, поменяли шило на мыло. А смысл?» — высказали свое мнение потребители электроэнергии.

Кроме самих приборов учета, вопрос вызывает и электрощит, в котором находятся эти счетчики. По правилам устройства электроустановок (ПУЭ) щитки должны иметь оконце, через которое и снимаются показания счетчика. Но в этих щитках нет оконцев! И чтобы добраться до показаний, их нужно открыть. При этом ключ от замка имеется только у определенных жильцов подъезда. Поэтому отсутствие оконцев на щитках создает проблемы.

«Потребитель должен сидеть дома и ждать, когда придет контролер, чтобы открыть ему щиток для снятия показаний. Кроме того, человек, у которого ключ от щитка, может в любой момент его открыть, сорвать пломбу, отключить электроэнергию в любой квартире. Может, у него личная неприязнь к кому-то из жильцов. А когда есть оконце, то жильцы сами могут контролировать работу счетчика. Почему работниками РЭС не учитывается человеческий фактор?» — сообщили абоненты.

Помимо всего прочего, у жителей квартала №15 имеется претензия и по поводу договоров. На сегодняшний день договоры, заключенные между Жайылским РЭС и абонентами, устарели. По мнению той же жительницы квартала Татьяны, в этих договорах сказано, что сохранность за электрические счетчики лежит на потребителях. Но ведь условия изменились.

«Отвечать мы должны были за приборы учета, когда они находились в квартире. Сейчас их вынесли в подъезд, значит, за их сохранность мы уже ответственности не несем. А РЭС отказывается заключать с нами новые договоры, и это является нарушением закона о защите прав потребителя. Мы раньше подписывали акты по приемке потребителем средств коммерческого учета электроэнергии на ответственную сохранность. Там были лицевой счет, заводской номер, даже значился материал, из которого сделана пломба – свинец. Такой акт был от ОАО «Северэлектро». А в наших старых договорах, заключенных еще в 2010 году, сказано, что абонент обязан нести ответственность за целостность и сохранность счетчика и пломбы на нем, сообщать в энергоснабжающую организацию о нарушениях в работе электросчетчика. Кроме того, мы должны обеспечивать беспрепятственный доступ работникам энергоснабжающей организации к приборам учета при предъявлении удостоверения. Мы считаем, что все эти моменты нужно пересмотреть, так как счетчики вынесли в подъезд, щитки не имеют оконцев, а ключи только у определенных лиц. Как можно выполнять все эти правила, если условия изменились? И когда мы написали письмо в райгосадминистрацию, то нам ответили, что договор с потребителями заключается один раз, за исключением того случая, когда абонент меняет место жительства», — добавила жительница города Кара-Балта.

Также абоненты жалуются на то, что о предстоящих профилактических или ремонтных работах руководство Жайылского РЭС не сообщает ни по радио, ни в газете, где и когда не будет электроэнергии. Потребителей ставят перед фактом.

За ответами на многочисленные вопросы мы обратились в Жайылский РЭС.

Начальник энергоснабжающей организации Айбек Токтоналиев сообщил, что современные «умные» счетчики пока устанавливаются только в частных домах, и то не везде. На сегодняшний день в частном секторе Жайылского района и города Кара-Балта поставили лишь трехфазные «умные» счетчики. Что касается однофазных, то такие «умные» приборы учета есть пока лишь в трех селах – Боксо-Жол, Кайырма и Бекитай. По району и городу они будут устанавливаться в этом году. И только когда заменят имеющиеся однофазные счетчики на «умные» приборы учета в частных домах, аналогичная работа будет проводиться в многоэтажных домах. Поэтому на улице Коммунистической были установлены электросчетчики старого образца, но после проведения госповерки.

«У каждого счетчика есть межповерочный интервал. Трехфазный счетчик должен проходить госповерку каждые четыре года, однофазный — каждые 8 лет. Мы вынуждены были заменить счетчики в квартале №15, потому что они уже давно не проходили госповерку. И со временем будут давать неточные показания. С этой целью мы заменили старые счетчики на те, которые уже прошли технические процедуры. Они могут работать 8-10 лет. В первую очередь мы устанавливаем «умные» счетчики в частных домах, так как именно здесь наблюдалось больше всего хищений электроэнергии. Многоквартирные дома у нас только после частного сектора», — объяснил начальник РЭС.

Претензии по поводу отсутствия окошек в щитках руководство распредкомпании признало. И как сообщил Айбек Токтоналиев, сегодня РЭС не имеет возможности снять старые электрощитки и установить новые стандартные — с окошками.

Что же касается возгораний, которые происходят в подъездах, то руководство Жайылского РЭС винит в этом самих абонентов.

«Основная причина пожара — это короткое замыкание. Проводка в домах старая, в местах скручивания кабеля контакт со временем нагревается. Это происходит из-за перегруза, и чаще всего в межсезонье. А большая нагрузка возникает, когда люди начинают обогревать жилье электроприборами. Такая проблема наблюдается именно в многоквартирных домах. Если в частном секторе абоненты могут отапливать помещение углем, то в этажных они греются электричеством», — отметил руководитель энергоснабжающей организации.

Что же касается перезаключения договоров после того, как приборы учета вынесены из квартир в подъезды, то в РЭС ответили отрицательно.

«Договор заключается только один раз. Новый договор мы заключаем только в том случае, когда меняется хозяин жилого помещения. Заявляю однозначно: перезаключать договоры мы не будем», — ответил А. Токтоналиев.

Отвечая на вопрос, почему после выноса счетчиков в подъезды сотрудники РЭС не приводят в порядок стены, руководство компании сослалось на отсутствие средств для выполнения данной работы.

«Люди жалуются на то, что мы после своей работы оставляем дыры, которые им потом приходится устранять самим. Но дело в том, что у нас не предусмотрено дополнительное финансирование для этого. По этой же причине мы не можем устанавливать электрощитки в стену, как просят некоторые жители. Для этого нужно дробить стену, делать определенные монтажные работы, которые стоят дорого», — сообщили в организации.

И еще. Предупреждать об отключении электроэнергии заранее работники РЭС обязаны лишь абонентов первой и второй категорий, к которым относятся такие службы и учреждения, как роддом, хирургическое отделение, «Кыргызтелеком», ПО «ЭТВ», «Кыргыз темир жолу» и другие. Бытовые же абоненты относятся к третьей категории. А решить эту проблему могли бы домовые комитеты, к которым могла бы поступать информация.

«В Бишкеке, например, эта проблема решается таким образом: мы звоним домкомам, а те сообщают своим жильцам. Но в нашем городе не везде есть домкомы, а если они имеются, то у нас нет их контактов», — отметил А. Токтоналиев.

Асель АРГЫНБАЕВА. Фото автора

О Асель Аргынбаева

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

x

Check Also

В Кара-Балте прекращена работа маршруток

С 24 марта в Жайылском районе и городе Кара-Балта полностью остановлена работа общественного транспорта. По ...

Фармацевты города Кара-Балта: «лекарство от коронавируса» — это фейк и уловка маркетологов

В аптеках города Кара-Балта вырос спрос на некоторые препараты, которые якобы помогают избежать заражения коронавирусом. ...

В ГСВ №2 города Кара-Балта идет капитальный ремонт

В ГСВ №2 города Кара-Балта ремонта не было больше 40 лет. Впервые за десятки лет ...

WhatsApp chat