Не пропусти
Главная > Образование > Дистанционное обучение: минусы и плюсы

Дистанционное обучение: минусы и плюсы

Новый учебный  год школьники и студенты Кыргызстана начали снова дистанционно. Такое решение принято, чтобы обезопасить детей от заражения коронавирусом. Онлайн-обучение будет длиться всю первую четверть, однако если эпидситуация в стране не улучшится, то его продлят.

Таким профессиям дистанционно не научишь!

Обучение на «удаленке» вызывает много нареканий со стороны всех участников процесса – учащихся, преподавателей, родителей. Жители Жайылского района и города Кара-Балта не стали исключением. И если в школах обучение как-то все же проходит, то в училищах и колледжах многие столкнулись с большими проблемами. Очень часто студенты дистанционной формы обучения ощущают недостаток практических знаний и навыков.

«Как можно обучать дистанционно, например, электромонтеров? Мы объясняем на видео, что нужно соединить два провода. Но эта профессия требует прямого контакта, живого общения, наглядности. В нашем лицее имеются специальные макеты и тренажеры, на которых учащиеся отрабатывают навыки на практике. Очень важно после теоретических занятий продублировать полученные знания на практике. При этом рядом постоянно находится мастер производственного обучения, отслеживающий каждый этап работы. Как все это сможет получить студент, находясь дома? У него нет специального оборудования, нет рядом мастера, который обратит внимание на ошибки и исправит их! Он должен услышать, увидеть и пощупать материал своими руками! Кроме электромонтеров, трудности возникают и с автослесарями. Им необходимо двигатель автомобиля разбирать и собирать самим. Какой отец разрешит сделать это дома? В лицее студенты имеют такую возможность, у нас есть двигатели в разрезе, есть оборудование, которое каждый учащийся сможет разобрать и собрать сам. А как быть слесарям КИПиА? Этим ребятам в дальнейшем работать на заводах и предприятиях. Они должны научиться ремонтировать точные приборы. И если они научатся кое-как этому дистанционно, то это чревато нежелательными последствиями. То же самое можно сказать и про газоэлектросварщиков. О какой технике безопасности может идти речь, если студент работает дома? Во-первых, не у каждого студента есть газовое оборудование дома. А во-вторых, даже если родители купят газовую сварку, то технику безопасности никто не отменял. Родители ведь не специалисты. У нас есть практическое задание — установка газового оборудования. Или взять такую специальность, как монтажники. У них одним из элементов идет паяние пластиковых труб. Разве дома есть специальный утюг, которым сантехники спаивают трубы? Или взять обычную швею. Ну, сделала она строчку дома… А разве преподаватель отследит дистанционно правильность выполнения задания? Представьте, какое должно быть увеличение, чтобы разглядеть эту строчку. Или как на «удаленке» можно сделать раскройку?» — рассуждает заместитель директора по учебно-производственной методической работе ПЛ №105 Татьяна Пасечник.

По данным мастеров производственного обучения, основная задача профессиональных лицеев – практика. Т. Пасечник уверена, что если бы люди обходились без практических занятий, то и учебные заведения не нужны были обществу.

Тренажеры не заменят «живой» практики

Обучение специальностям, предполагающим большое количество практических занятий, дистанционно затруднено. Даже самые современные тренажеры не заменят будущим медикам или учителям «живой» практики. Думаю, что далеко не многим хотелось бы попасть на прием к врачу, который учился дистанционно.

«Наше заведение готовит стоматологов, акушеров, медсестер, фармацевтов, также имеется лечебное дело. Но как вы дистанционно научите студента делать внутримышечные и внутривенные инъекции, промывание желудка, принимать роды, измерять артериальное давление, лечить зубы? Никакие медицинские манипуляции нельзя отрабатывать устно и удаленно! Для этого в нашем колледже есть учебно-тренажерные кабинеты. Помимо этого, мы постоянно направляем студентов на производственную практику в больницы. Каким образом учащийся должен отрабатывать полученные знания дома? Мы в конце прошлого учебного года принимали госэкзамены, и многие студенты были отчислены, так как их не сдали. Из 70 часов занятий 15 отводится на теорию, все остальное — это практические занятия. Всем известно, что в лечебных учреждениях 60% всей работы проводит средний медицинский персонал. Именно поэтому он должен знать все в совершенстве. И если все манипуляции будут совершаться только посредством мобильной связи, то и специалиста мы получим неграмотного. А проблемы во время пандемии показали, насколько важен профессионализм медицинских работников. До этого был приказ Минздрава о том, чтобы все производственные практики перенести на осень. А теперь нам официально объявили, что практика студентов должна проходить на базе учебного заведения. Мы рады хоть этому. Сейчас нам сделали смешанное обучение, то есть лекции будут проходить дистанционно, а практические занятия в учебном заведении. На сегодня родители, дети, преподаватели с нетерпением ждут обучения в реальном режиме. Для медицины я не вижу никаких плюсов дистанционного обучения», — высказывает свое мнение Джумагуль Сариева, директор медицинского колледжа имени Пирогова.

Нужен смартфон или планшет!

Еще одной преградой для дистанционного обучения школьников и студентов  стало отсутствие необходимых для обучения гаджетов. Для учебного процесса нужен смартфон или планшет, а еще лучше, если будет и компьютер. Ребенку необходимо просматривать видеоуроки и читать литературу на сайте. Есть несколько платформ, на которых учителя проводят обучение, это Zoom, Google Classroom, Telegram и WhatsApp. Сложности заключаются и в том, что эти приложения для обучения просто не работают.

«В нашем колледже обучаются в основном дети из сел, поэтому для них учиться в онлайн-формате сложно. Во многих селах нет интернета. Помимо интернета, нужны мобильные телефоны последних поколений, которые поддерживают современные приложения. Но далеко не каждая семья может купить это. Есть даже такие студенты, у которых обычный кнопочный телефон, либо один мобильник на всю семью. В итоге они уезжают в свое село и пропадают. Многих мы так и потеряли, не смогли контролировать, они не выходили на связь. Как можно обучать студентов в таких условиях? А это будущие учителя начальных классов. Вы прекрасно знаете, как наша страна нуждается в педагогических кадрах», — делится проблемой Айгуль Кадыркулова, заместитель директора гуманитарно-экономического колледжа имени Абая.

Кроме проблем с техническим оснащением, сотрудники учебных заведений отмечают и другие. При дистанционном образовании основа обучения является письменной, из-за чего достигнуть хороших результатов в коммуникативных навыках будет крайне сложно. Дистанционное обучение требует гораздо большей самостоятельности, дисциплины, умения планировать, соблюдать режим дня. Оно подходит для сознательной аудитории – уже взрослых людей, которые хотят повысить квалификацию.

«И если честно, наши дети вообще не занимаются. Утром родители уходят на работу, дети предоставлены сами себе. Что касается освоения материала, то здесь сплошные пробелы. Как вы думаете, насколько хорошо усвоит школьник химию, физику, алгебру и геометрию дистанционно, если он в реальном режиме не всегда понимал эти сложные предметы? И как потом поступать в ВУЗ, а мы учимся в 10 классе? Как будем сдавать ОРТ? То есть придется нанимать репетиторов, посещать платные курсы по подготовке абитуриентов, которые находятся при каждом ВУЗе. А это опять расходы», — делится мама 16-летнего ученика Халима Дадаханова.

Основа образования – начальная школа

Другая родительница рассказала, что проблемы возникают не только со старшими классами, но и с малышами. Севара Слайманова, мама троих детей, уверена, что основой всего образования является именно начальная школа. Фундамент, полученный в младших классах, в дальнейшем только укрепляется новыми знаниями. И если фундамент будет слабым и некачественным, то и знания все со временем «разрушатся».

«Я могу судить по своим детям. Старшая дочь получила не очень хорошее начальное образование, поэтому дальнейшее обучение было проблемным. Со средним сыном у меня, наоборот, проблем никогда не было, у него была отличная начальная школа, сильный учитель. И вот теперь я наблюдаю, как из-за дистанционного обучения у младшего проблемы с учебой, он учится во втором классе. И даже если дети успешно заканчивают первую ступень образования и начинают «сползать» только в 5-6-7 классах, причина снижения успеваемости – в «началке». Поэтому считаю, что дистанционное обучение — это вовсе не учеба, это просто для галочки. Мы даже хотели его на это время в частную школу отдать, но их тоже закрыли. Видимо, придется прибегнуть к услугам репетитора. И потом важна социализация детей. Школа — это не только получение определенной информации, это гораздо больше. Это прежде всего умение выстраивать взаимоотношения в обществе. А как, находясь дома, ребенок будет учиться взаимодействовать с одноклассниками, учителями, другими детьми? Также отсутствует постоянный контроль за обучающимися», — говорит мама второклассника.

Но есть и плюсы!

Но не все в Кара-Балте высказывают негативное отношение к «дистанционке». Много положительных моментов находят специалисты отдела образования Жайылского района. Так, по данным ведущего специалиста РОО Айнуры Кыдыковой, несомненно, к плюсам дистанционного обучения стоит отнести доступность образования. Знания могут получить те, кто не имеет возможности обучаться очно, например, по состоянию здоровья. Независимо от географического и временного положения школьник и студент не ограничивает себя в образовательных потребностях. Также каждый обучающийся может выбрать для себя индивидуальный темп обучения. Дистанционное образование дешевле. Если сравнивать обучение по отдельно взятой специальности на коммерческой основе очно и дистанционно, то второе окажется дешевле. Студенту не приходится оплачивать дорогу, проживание, а в случае с зарубежными вузами не нужно тратиться на визу и загранпаспорт. И это лишь немногие плюсы дистанционного обучения.

«У учителя есть возможность работать с учеником индивидуально. Есть дети, которые стесняются в классе поделиться своими проблемами. Дистанционно же такой ребенок может поговорить с учителем, задать ему любой вопрос. Кроме того, есть дети, которым скучна школьная программа, а так они могут дополнительно изучать материал и расширять область своих знаний, не ограничиваться только школьной программой. Больше возможностей и для самостоятельной поисковой работы школьника и студента, а для учителя это шанс улучшить свои познания в области компьютерных технологий, научиться делать презентации, видеоуроки. Есть возможность обучаться в комфортной домашней обстановке. К тому же большая экономия для родителей, не нужно покупать учебники, имеются электронные книги и пособия, не нужна школьная форма и другая одежда», — считает специалист РОО.

И, завершая статью, хотелось бы напомнить, что в любом случае не нужно делать за ребенка уроки. Если, конечно, ваша цель все-таки знания, а не оценки. Помогите ему заполнить пробелы. Если не хватает своих знаний, спросите у учителя, к каким ресурсам обратиться. И не давите на ребенка. Потому что в этом случае вместо троечника вы получите депрессивного троечника. Ну и помните, что начать учиться никогда не поздно. Остается только надеяться, что учиться мы скоро продолжим в реальном режиме, а не дистанционно.

Асель АРГЫНБАЕВА

О

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

x

Check Also

Из-за оползня заблокирована дорога Дыйкан — Кара-Кече

На 37-м километре автодороги Дыйкан — Кара-Кече сошел оползень одной из частей горы. Об этом сообщили в Министерстве транспорта ...

Лекарств в Кыргызстане хватит на три месяца

Запас лекарств в Кыргызстане рассчитан на три месяца. Об этом на брифинге сообщил министр здравоохранения Сабиржан Абдикаримов. По его словам, ...

В Кыргызстан поступило 119 тысяч 600 доз вакцины от гриппа

В Кыргызстан поступила первая партия вакцины от гриппа. Об этом на брифинге сообщил министр здравоохранения Сабиржан Абдикаримов. По его словам, ...

WhatsApp chat