Не пропусти
Главная > Традиции и культура > День театра в Кара-Балте: былое и думы

День театра в Кара-Балте: былое и думы

Всемирный день театра – профессиональный праздник служителей Мельпомены —  традиционно отмечается 27 марта.

Для любителей этого вида искусства День театра также является настоящим праздником, ведь к этому дню приурочены всевозможные торжественные мероприятия, различные фестивали и премьеры, а некоторые театры стараются к этому дню представить премьеры  новых спектаклей. Еще несколько лет назад так было и в нашем городе.

Для меня, автора этой статьи, театральная тема – очень личная. Я любила и люблю театр. Если говорить честно, всегда воспринимала театральных актеров как небожителей. Мастерство перевоплощения и погружения в образ казались мне чуть ли не волшебством. Но закулисье манило даже больше, чем созерцание актерской игры из зрительного зала. И всегда занимал вопрос: как рождается это священнодействие? В кино есть дубли, и можно переснять неудавшуюся фразу или эпизод. Театральная сцена требует от актера максимальной отдачи сразу.

Так сложилось, что в жизнь моей семьи Народный театр вошел, когда моей дочери Дарине было 11 лет. Она училась актерскому мастерству, успешно играла в детских спектаклях. Как говорят актеры, «служила театру» семь лет до окончания школы. А в моей жизни было время особенного счастья – возможность изнутри увидеть это чудо – рождение спектакля. А потом даже участвовать в этом сложном, но невероятно увлекательном процессе, когда я была приглашена режиссером на роль в новой постановке. Премьера пьесы Леонида Филатова «Дилижанс» — сентиментальный фарс по мотивам новеллы Ги де Мопассана «Пышка» — состоялась на сцене городского Дома культуры в 2009 году. Это был спектакль «для взрослых».  Задиристый текст в стихотворной форме и блестящая постановка вызвали широкий резонанс среди городской публики. «Во время спектакля зрители аплодировали актерам 38 раз», — писал тогда корреспондент газеты «Весть», который присутствовал в зрительном зале.  Дважды спектакль собирал аншлаги на сцене ДК имени Ленина. Затем были гастроли, и вновь восторженная публика. К сожалению, «Дилижанс» стал последним спектаклем старшего актерского состава.

За долгие годы школу актерского мастерства в Народном театре прошли сотни школьников.

В 2011 году горожане увидели последний детский спектакль «Здравствуйте». После этого Народный театр города Кара-Балта прекратил свое существование.

Когда-то Кара-Балта считался не только промышленным флагманом области, но и театральным городом. Теперь мощная жизнь культурно-эстетического оазиса смолкла. Карабалтинцы до сих пор с сожалением говорят о том, как не хватает в нашем городе ярких массовых праздников и живописных спектаклей Народного театра.

Чтобы всколыхнуть в памяти горожан воспоминания о былой славе Народного театра, мы встретились с Ольгой Тарановой, которая в течение 38 лет работала художественным руководителем и режиссером-постановщиком театра.

Ольга Таранова напомнила, что у истоков создания драматического коллектива в 1952 году стояла Зинаида Ильинична Бондаренко, ветеран ВОВ, почетный житель Кара-Балта, которая и стала первым режиссером. Тогда под ее руководством работали три возрастные группы: пионерский театр, студия для молодежи и основной состав.

Почетное звание «Народный театр» драматический коллектив получил в результате десятилетнего труда в 1967 году и с тех пор поддерживал этот высокий статус, подтверждая его каждые три года.

И на протяжении всего своего существования Народный театр оставался одним из лучших театральных коллективов в нашей стране. Об этом свидетельствуют многочисленные награды, полученные за множество спектаклей, участвующих в различных Всесоюзных смотрах, а также современных конкурсах и фестивалях республиканского масштаба. А главным критерием в оценке творчества всегда была любовь зрителей.

Ольга Таранова пришла в драматическую студию ученицей 9 класса. Играла  в спектакле «Трибунал». После окончания школы поступила учиться в Челябинский институт культуры. Вернувшись в родной город, начала свою деятельность в качестве художественного руководителя Народного театра в 1977 году.

Здесь же она познакомилась со своим будущим мужем. Геннадий Таранов всегда поддерживал супругу в ее нелегкой творческой деятельности и сам служил в театре. Когда подросли дети, они также стали служить театру. Старший сын Михаил создавал световое и звуковое сопровождение спектаклей, а также стал автором и исполнителем множества  различных эффектов, необходимых для качественной постановки. Когда подрос Дмитрий, он также стал актером и помогал старшему брату.

За 38 лет работы в театре Ольга Таранова поставила более ста различных спектаклей, как детских, так и взрослых.

«Первый мой спектакль в театре был «Цветы на асфальте», — вспоминает Ольга Константиновна. — В нем участвовали 52 актера старшего и среднего поколения. Потом мы играли Мольера «Одураченный муж» — очень симпатичный спектакль. Много постановок мы делали для молодежи, детей и подростков. «Чудо в десятом», «Иначе мы не уйдем», «Здравствуйте» — это проблемные спектакли, поучительные, нацеленные на нравственное воспитание, интересные по костюмам. Дети, которые играли эти спектакли, сами росли и воспитывались в правильном направлении, а также воспитывали своего зрителя.

Из взрослых одним из лучших был спектакль «Божественная комедия». Этот спектакль играли  составы разных поколений.

В спектакле «Портрет мадемуазель Таржи» было также несколько составов.

В спектакле «Ундина было задействовано 25 актеров, некоторые играли по две роли. Это лиричный музыкальный спектакль. Главная роль была у юной Светланы Фортуны (первую роль она сыграла у нас в 4 года). Сейчас она  является ведущей актрисой Академического театра драмы имени Горького в городе Алматы, также были задействованы Иван Анопченко, ныне ведущий актер того же театра, Дмитрий Янкин и другие. Эти ребята остаются для меня близкими, мы поддерживаем теплые отношения.

То есть некоторые ребята, которые учились азам актерского мастерства в Народном театре, посвятили свою жизнь актерской профессии.

Например, Данил Скорый, который начинал актерский путь, будучи второклассником, в настоящее время служит в профессиональном театре города Калининград.

Сильный и пронзительный по своей сути  у нас был спектакль «Трибунал» к 65-летию Победы в Великой Отечественной войне. Этот спектакль я посвятила своим родителям. Актеры на сцене с трудом сдерживали слезы. Плакали зрители в зале. Происходящее трогало настолько глубоко и сильно, что спектакль долго не уходил из памяти. Мощный, конфликтный, очень трогательный спектакль удался. В театральном искусстве главное — сопереживание, воздействие на уровне подсознания. Если люди, уходя со спектакля,  продолжают о нем думать, вспоминать лица актеров, их слова, интонации, значит, это было не зря. Зрители прочувствовали могущество искусства.

На военную тематику также ставили спектакль «Сын полка». Эта постановка шла несколько сезонов, в ней участвовали три состава. Но все пять лет капитана Енакиева бессменно играл Дмитрий Таранов. Для Дарины Алейниковой этот спектакль стал дебютным, затем она играла в «Быстро хорошо не бывает», «Приключениях Смешинки в земляничном лесу», «Уроке дочкам» (который получил Гран-при на Фестивале школьных театров КР) и других.  Позже Дарина сыграла роль второго плана в спектакле «Без мужчин», которая получилась яркой и запоминающейся. На главных ролях в этом спектакле в разных составах были задействованы Юлия Ботвина, Диана Балова, Анна Гладкова.

В театре не бывает случайных людей. Каждый внес что-то свое, уникальное и неповторимое и ценное» — подчеркнула Ольга Таранова.

В 2005 году на сцене Русского драматического театра им. Айтматова города Бишкек Народный театр представил два спектакля – взрослые играли французский водевиль «Пощечина», а дети – спектакль «Золотой цыпленок».

Министр культуры КР того времени Б. Осмонов вручил четырем актерам театра почетные грамоты Госкомиссии при правительстве КР, а  Ольге Тарановой был вручен значок «Отличник культуры Кыргызской Республики».

Мы перечислили только большие, скажем,  ключевые спектакли. Все постановки, созданные Народным театром,  невозможно упомянуть в одной статье. Тем более невозможно перечислить тех, кто так или иначе участвовал в жизни театра.

«Еще хотелось бы остановиться отдельно на следующей теме, — продолжает Ольга Константиновна. — В творческой среде Народного театра создавались семьи, актеры приводили сюда своих детей и родных. Создавались целые актерские династии. И это было прекрасно.

Среди семей, которые в разные годы служили театру, чета Евгений Щекотуров и Анжелика Штраус, Николай и Зинаида Полещук, Марина Нагорнова и ее дочь Лена, братья Соснины — Сергей и Илья, братья Покида — Сергей и Александр, Герасименко Виктор и Сергей, Дмитрий и Елена Беловол, Игорь Прокудин и его сестры Ирина и Лариса, супруги Ольга и Геннадий Тарановы и их сыновья,  Татьяна и Сергей Пиденко вместе с дочерьми, Владимир и Татьяна Шикотины с сыном Андреем, Виктор Тарасенко и его дочери Дарья и Алеся, Дмитрий и Наталья Брынцевы, Аксана Балова с дочерью Дианой, Татьяна Сумарокова и ее дочь София, а также Дарина Алейникова и ее мама Алена.

Кроме того, в разное время в театре играли Сергей Янин, Телеген Смаилов, Сергей Толкачев, Алик Анарбаев, Степан Белошапкин, Фарида Ибрагимова, Сергей Махня и Наталья Кутимова.

К сожалению,  жизнь быстротечна. Люди покидают не только сцену. Среди актерского списка есть имена покинувших этот мир.

Зинаида Бондаренко, Виктор Дорш, Сергей Пиденко, Сергей Соснин, Виктор Акимов, Сергей Бородин, Юрий Портье, Николай Полещук – блестящие актеры, которые оставили в творческой жизни театра неизгладимый след. Вечная им память».

Карабалтинцы помнят, как Народный театр на протяжении многих лет проводил различные массовые праздники для горожан. Концертные и развлекательные программы ко Дню города,  праздник зимы,  новогодние мероприятия, на протяжении 10 лет – Масленицу и множество молодежных праздников придумывал  и проводил этот энергичный коллектив театралов.

«С гастролями наш Народный театр объехал почти всю страну. Мы играли в школах, детских садах. В детских домах показывали благотворительные спектакли и дарили детям сладкие подарки. На российскую авиабазу города  Кант мы возили спектакли «Дилижанс», «Приключения Смешинки в земляничном лесу»  и концертную программу ко Дню Победы. Российские летчики тепло встретили наш коллектив и вручили памятные Почетные грамоты.

Несколько лет подряд под патронажем Славянского фонда и Посольства России в СШ №9 города Бишкек проводились ежегодные Фестивали школьных театров. Наш народный коллектив всегда был отмечен высокими наградами» — говорит Ольга Таранова.

Из личных наблюдений известно, что каждый спектакль –  это колоссальный труд режиссера, многочасовые репетиции, слезы, затем волнение и юных, и взрослых актеров перед спектаклем, и ни с чем не сравнимое счастье – театральная сцена и аплодисменты. Трудности пережиты. Радости запомнились на всю жизнь, как ценный опыт и неповторимое время коллективного творчества и дружеского общения. В настоящее время действительность такова, что в нашем городе нет людей, которые создали бы коллектив подобного масштаба, и вряд ли появятся.

Общий труд всех тех, кто служил театру в разные годы  под руководством Зинаиды Бондаренко и Ольги Тарановой, и был произведением искусства под названием творчество Народного театра.

Алена Алейникова

О

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан

Этот сайт защищен reCAPTCHA и применяются Политика конфиденциальности и Условия обслуживания Google.

x

Check Also

Жители города Кара-Балта просят обратить внимание на территорию ЖЭКа №1

Загрязненная территория ЖЭКа №1 портит облик города и больницы. Участок, о котором пойдет речь, находится ...

В районе нижнего рынка произошел пожар

 14 апреля примерно в 19.00 было обнаружено, что горит коммерческий объект, расположенный на ул. Жайыл ...

В городе Кара-Балта принят бюджет города на 2021 год, а также решены и другие вопросы

Разрешено двустороннее движение автотранспорта в нижней части улицы Кожомбердиева, мэрия вернет  свои две автомашины, отданные ...