Не пропусти
Главная > Образование > В городе Кара-Балта в средней школе №5 подводят итоги инклюзивного обучения детей с особенностями развития

В городе Кара-Балта в средней школе №5 подводят итоги инклюзивного обучения детей с особенностями развития

В СШ №5 города Кара-Балта завершился проект по обучению инклюзивных детей. Проект длился полгода, за это время учебу прошли четыре ребенка с различными заболеваниями.

Кара-балтинские учителя разработали для каждого индивидуальную программу и направили ее в Минобразования КР для утверждения. После рекомендаций психолога и медика утвержденную школьную программу внедрили в обучение. Занимались с детьми с особенностями развития четыре педагога. Помимо математики, русского языка и чтения, особенные учащиеся осваивали ИЗО, родиноведение и остальные дисциплины.

«Основные предметы они изучали на дому, то есть инклюзивно. А вот ИЗО, родиноведение и другое в школе, вместе с другими детьми. Конечно, у них была отдельная программа и совсем другие задания. Дело в том, что у таких детей должна быть не только учеба, но и социализация. Вот такую двойную работу мы проводили. Для этого была введена специальная ставка в штатное расписание – помощник учителя, в частности логопед. Там было больше логопедической работы, так как у ребят имелась проблема с речью и письмом. У одних детей была дислексия, у других дисграфия. Дислексия — это расстройство, связанное с навыками чтения. Ребенок испытывает сложности при работе с текстом. Дисграфия — это сложности письма. Дети не соотносят то, что они слышат, с тем, что они пишут. Слышат одно, а пишут другое. Это чисто логопедическая проблема, и восстановить ее может только логопед. Обычные учителя начальной школы не могут справиться с этими проблемами, их просто этому не обучали. Они могут обычного ребенка научить читать, писать, считать, но с дислексией и дисграфией они не справятся», — рассказала директор СШ №5 Светлана Краснобородкина.

Кара-балтинскую школу Минобразования выбрало не случайно. СШ №5 имеет большой опыт работы с особенными детьми — свыше 15 лет. Здесь до сих пор работает логопед, но не официально, а в качестве руководителя кружковой работы, так как такой ставки уже давно в школах Кыргызстана нет. В то же время, по данным директора, детей с дефектами речи с каждым годом становится все больше. Главная причина в том, что родители не занимаются со своими детьми, не готовят их к школе.

«У нас ведется статистика. На примере только одной нашей школы можно отследить количество детей с проблемами в развитии. Если в 2003-2004 годах таких детей было около 60, имеется в виду с различными логопедическими нарушениями, то потом их стало 154, далее 190 детей, в этом году их уже 212 из 591 первоклассника, которых мы обследовали. Видите, какая тенденция в сторону увеличения? Родители с детьми не занимаются вообще, не читают им сказки, не учат стихи, не разговаривают. Многие выезжают за пределы страны на заработки, оставляют детей на попечение родных, которым не до них. В лучшем случае бабушки и дедушки кормят и одевают внуков, но никто с ними не занимается. В итоге мы получаем первоклассников, которые не умеют читать, писать, имеют дефекты речи и так далее. А если ребенок неправильно произносит звуки, то и писать он будет неправильно. В последнее время количество инклюзивных детей становится больше. Минобразования КР решило запустить пилотный проект, чтобы решить вопрос с образованием детей, имеющих проблемы в развитии. Когда-то, лет, наверное, 15 назад, в школах была ставка логопеда, и с той поры мы держим этого человека на часах кружковой работы, и она нам помогает, потому что сейчас таких детей очень много. Когда к нам пришел первый ребенок с такой проблемой, у нас возникла необходимость в логопеде, и с той поры мы не прекращали вести эту работу. Только мы проводили ее не официально, а как кружковую. А вот с 1 января это было сделано уже официально в рамках проекта. У нашего логопеда две группы по 12 детей с нарушениями, туда же мы добавили и этих четверых по проекту», — сообщила директор.

Отмечается, что на сегодня в стране стоит вопрос либо от открытии коррекционных классов, либо о разработке инклюзивной программы. В последнем случае придется уменьшать количество детей в классах, что проблематично для нашего города, так как в Кара-Балте детей много, а школ мало.

«Какие предложения мы внесли в Минобразования? Во-первых, в школах обязательно нужен медик. На сегодня его оплачивают родители. Представьте себе 1 348 детей без медика! Во-вторых, очень нужен логопед, не кружковая работа, а именно полноценная ставка этого специалиста. Кроме того, нужен  психолог, который бы помогал и родителям, и детям. Зачастую родители не знают, как общаться с такими детьми. Напомню, что проект длился полгода, результаты будут известны в сентябре. Если все будет благополучно, то проект запустится во всех школах, и это будет уже официальная ставка логопеда. Но я уже сейчас могу сказать, что результаты неплохие. Во-первых, изменилось отношение родителей здоровых учеников к обучению инклюзивных детей. Если вначале они были против, то после родительских собраний и других мероприятий отношение изменилось. Даже сама атмосфера в школе стала иной. В прошлом году мы выпустили двоих инклюзивных детей после 9-го класса. В этом году мы снова выпускаем двух девятиклассников. На сегодня в СШ №5 на инклюзивном обучении 48 детей, 9 школьников на надомном обучении. Это только официально. Некоторые родители не хотят показывать, что их ребенок с проблемами. Взрослые опасаются, что к их детям в школе будут относится нелояльно. Это дети со слуховыми аппаратами, миопия очень высокой степени, сахарный диабет и т.д. Конечно, у них другие предметы, иная программа, но тем не менее эта работа ведется. Несмотря на то, что результаты неплохие, я считаю, что нужны отдельные коррекционные классы, потому что такого ребенка в обычной школе и обычном классе обучить нереально», — делится мнением Светлана Краснобородкина.

Изменения в лучшую сторону заметны не только учителям, но и родителям. Антону Пронину 11 лет, он занимается инклюзивно третий год. До 8 лет не умел разговаривать, не умел составлять целые предложения, не знал значения многих слов.

«Учитель приходила два раза в неделю. Обучала всему. Раньше он говорил только отдельно самые простые слова. Сейчас он разговаривает целыми предложениями, знает, о чем говорит, чего от него хотят. Мне стало легче с ним, так как стала понимать, что ему нужно, что его беспокоит. Научился разговаривать с другими людьми, соседей знает по именам, общается с ними. Понимает сюжет мультфильмов и фильмов, может даже пересказать содержание. Научился считать до 30, раньше не умел вообще. Антон с учительницей даже стихи учили. Знает сказки и просит рассказать их. Может отличить животных, знает, как они называются. Кроме того, учителя обучили его лепить из пластилина, чтобы разминать пальцы, держать в руках карандаш, пытаться что-то рисовать. Он даже различает блюда. Порой разминает пластилин и говорит, что лепит пельмени. Спасибо большое учителям, мне стало намного легче. Он стал более самостоятельным, рассудительным. Недавно увидел, как сосед поливает деревья, и говорит, что растения хотят пить. Ко мне часто приходят подруги, он разговаривает с ними, ходим с ним в кафе, умеет себя вести в общественном месте. Благодаря инклюзивному обучению мой сын приобрел полезные навыки, научился общаться с другими детьми и со взрослыми, его жизнь стала более интересной. Я считаю, что такое обучение нужно. У моего сына ДЦП. Нам нужна социализация, мы не должны оставаться один на один с нашей проблемой. Хотим и дальше учиться. Изменений много, и они только в лучшую сторону», — рассказала о результатах обучения Юлия Пронина, мама Антона.

11-летний Антон уже знает, что лето пройдет, и снова начнется школа. Учителей он ждет с нетерпением, ведь они научат его чему-то новому и интересному.

Стоит отметить, что пилотный проект по обучению инклюзивных детей длился с 1 января по 8 июня. До этого была разработана типовая программа развития инклюзивного обучения в Кыргызской Республике. Учителей обеспечили необходимой методической литературой полностью.

Асель АРГЫНБАЕВА

О Асель Аргынбаева

x

Check Also

В Жайылском районе проходят творческие конкурсы

В Жайылском районе начались народные творческие состязания. Музыкальный конкурс под названием «Келгиле, ыр суналы», что ...

Карабалтинец добился справедливости: вернул деньги, незаконно присвоенные руководством лицея

26-летний житель города Кара-Балта Болот Молдоканов через два года смог добиться справедливости. Он сумел отвоевать ...

Жители улицы Карабалтинской просят решить проблемы с бездомными животными

Жители улицы Карабалтинская сообщили, что встреча с мэром прошла, а проблема так и осталась.  А ...