Не пропусти
Главная > Образование > Выбор профессии: что лучше — высшее образование или среднее специальное?

Выбор профессии: что лучше — высшее образование или среднее специальное?

С каждым годом вопрос, почему выпускники ВУЗов не работают по специальности, становится все более актуальным. Проблема разрослась настолько, что многие абитуриенты и студенты воспринимают ВУЗ только как способ получить диплом.

И зачастую у новоиспеченных специалистов меняется представление о своей будущей работе. В итоге у выпускников возникает несоответствие ожиданий от профессии и реальности. На сегодня весьма очевиден тот факт, что система образования не соответствует запросам рынка труда — ни по количеству выпускников, ни по качеству их подготовки. Подумайте сами, юристов и экономистов в 10 раз больше необходимого, и в то же время не хватает специалистов в сферах информационных технологий, науки и здравоохранения. Чтобы выяснить причину такой ситуации, давайте рассмотрим проблему глубже.

Образование каждого человека начинается со школьной скамьи. Хочется отметить, что уже отсюда начинаются проблемы. Дело в том, что с каждым годом сокращается количество детей, получивших полное среднее образование. Если в Жайылском районе в 2018 году выпускников, окончивших 11-й класс, было 652 человека, то в 2019 году их уже 641. А вот учащихся 9 классов в три раза больше. Такая статистика наблюдается ежегодно не только в Жайылском районе, но и по всему Кыргызстану. Подростков, которые после 9-го класса покидают школу, становится больше с каждым годом. В одном случае эти дети идут в техникумы и колледжи, в другом — идут работать. Многие родители всерьез задумываются о целесообразности продолжения обучения своего ребенка в школе после окончания 9 класса. Чаще всего дети из малообеспеченных семей уходят на этой стадии в систему среднего профессионального образования. Одна из причин такого решения — получить профессию за короткий период и начать зарабатывать деньги.

«Я одна воспитываю дочь, в этом году она окончила 8 класс. Денег на престижное высшее образование у меня нет, да и дочка далеко не отличница, поэтому хочу забрать своего ребенка после 9 класса и сдавать документы в один из колледжей. Сейчас выбираю ей будущую профессию уже с высоты своего житейского опыта. Кроме отсутствия финансов, есть и другие причины. У меня единственный ребенок, и я очень переживаю за нее. Отправлять в столицу боюсь. Переживаю буквально за все, начиная с того, чем и как будет питаться мой ребенок, и заканчивая тем, не причинят ли ей там вреда. Я ведь буду далеко и не смогу помочь в нужную минуту. Для многих семей в нашей стране получение какого-либо образования ребенком и возможность устроиться на работу как можно раньше — единственная надежда на улучшение материального положения. Нужно сначала повысить в стране уровень жизни, гарантировать людям завтрашний день. Ведь дети идут в училище после девяти классов не от хорошей жизни, а от того, что им нужно как можно быстрее получить профессию», — объяснила свой выбор Асель, жительница города Кара-Балта.

Заведующая учебно-методическим кабинетом Жайылского районного отдела образования Аида Саргалдаева видит и положительные моменты в системе среднего профессионального образования. Поступление и обучение в колледже для подростка не станет стрессом. Это достаточно мягкий переход к взрослой жизни, особенно если учебное заведение находится в родном городе и подросток продолжает жить с родителями. Еще один плюс колледжа — социальная адаптация там проходит быстрее. Пока сверстники два года сидят за школьной партой, учащиеся колледжей получают профессию, проходят практику и постигают азы взрослой жизни. Весь этот процесс проходит достаточно плавно и ненавязчиво, в отличие от ВУЗа, где взрослым приходится стать вдруг и сразу.

«Конечно, сокращение выпускников, окончивших 11-й класс, — это отрицательная статистика. Но плохо не потому, что они уходят после 9-го класса, а плохо, если останутся без какого-либо образования вообще. И если дети уходят в колледжи, то это нормально. Нашей стране нужны не только врачи, учителя, инженеры, но и кондитеры, повара, электрики. Главное, чтобы ребенок сам осознавал, что он делает. Поэтому нужно постоянно разговаривать с ним, спрашивать и объяснять роль образования в жизни. Плохо, когда человек вообще никакого образования не получает. Он становится рабочей силой и отправляется работать в другие страны. Но многое зависит от родителей. И нередко такое равнодушное и несерьезное отношение к образованию, к сожалению, в некоторых семьях передается из поколения в поколение. И в будущем это может отразиться на развитии страны в целом», — сказала А. Саргалдаева.

А вот по мнению некоторых молодых людей, дети должны в обязательном порядке получать полное среднее образование, то есть окончить 11 классов. И, конечно же, пойти учиться дальше.

«У нас в рамках института развития молодежи проводилось исследование. С 2013 по 2017 годы мы брали статистику в Нацстаткоме КР. Выяснилось, что прием студентов в ВУЗы в 2017-18 учебном году по сравнению  с 2013-14-м снизился на 14%. Вместе с тем, выпуск специалистов именно из ССУЗов (среднее специальное учебное заведение) вырос на 18%. То есть с каждым годом все больше детей идут в колледжи, техникумы, училища. Я окончила школу в Кара-Балте в 2018 году. У нас было пять девятых классов. Из пяти классов еле собрали два класса детей, которые пошли в 10-й класс. То есть в каждом классе оставалось по 4-5 учеников, остальные уходили в ССУЗы, некоторые вообще пошли работать. И такая ситуация нежелательна для будущего страны», — рассказала студентка Бишкекского ВУЗа Камилла Усманова.

По мнению студентки, чтобы решить эту проблему, нужно пересмотреть систему школьного образования. Например, ввести в 10-11 классах факультатив, то есть дети должны изучать углубленно те предметы, которые им понадобятся в будущем. Это поможет более эффективно тратить свое время и подготовиться к поступлению в ВУЗ.

«А что касается финансовой части, то считаю это первостепенная задача каждого родителя. Деньги нужно откладывать на учебу своего ребенка уже с того момента, когда он только пошел в первый класс. За эти годы появятся неплохие сбережения, и выпускник уже может выбирать сам сферу, в которой хочет себя реализовать», — поделилась своим мнением Камилла Усманова.

Девушка окончила первый курс и параллельно работает, кстати по специальности. По ее словам, молодые люди должны уже в процессе обучения отрабатывать свои навыки на практике. Таким образом, после окончания ВУЗа у них уже будет опыт работы в нужной области. Пусть хоть и незначительный, но этот опыт может стать существенным преимуществом для работодателя по сравнению с другими соискателями.

Директор СШ №11 города Кара-Балта Назгуль Маразыкова тоже уверена, что образование является важной частью в жизни человека. Чтобы оно было доступным для всех слоев населения, нужно решить ряд проблем.

«Начнем с того, что сами родители не уделяют достаточного внимания своим детям. Они устранились от процесса воспитания и образования. Всю работу родители возложили на школу. Многие из них не посещают родительские собрания, не интересуются успеваемостью и проблемами своих детей, даже не проверяют домашнее задание. Возможно, причиной является нехватка времени. Взрослые думают о хлебе насущном. Если раньше образование было бесплатным, то сейчас оно платное, причем довольно дорогое. Репетиторы и логопеды берут приличные суммы за час работы. Если у родителей нет таких денег, то ребенок так и останется с дефектом речи и пробелами в образовании на всю жизнь. Выбор кружков ограничен, более интересные и престижные опять же платные. Нужна государственная программа, благодаря которой дополнительные занятия, кружки и другие образовательные моменты будут доступными», — объяснила директор школы.

Также огромной проблемой в системе образования является нехватка кадров. Из-за низкой заработной платы выпускники педвузов не идут работать в школы. В учебных заведениях хромает материально-техническая база. Учебники старые, отсутствуют современные технологии, необходимые для интересных и насыщенных занятий. Не ведется профориентационная работа.

«Помните, раньше были УПК — учебно-производственные комбинаты. Учащиеся старших классов знакомились с той или иной профессией уже на практике. А чтобы заинтересовать современную молодежь, нужны практические занятия. Было бы неплохо организовать дни открытых дверей в разных организациях и службах. Дети смогут воочию увидеть будни сотрудников разных сфер — милиционеров, врачей, спасателей, кондитеров и так далее. Возможно, уже тогда кто-то найдет свое предназначение и определится с выбором», — сказала Назгуль Маразыкова.

Некоторые родители до сих пор убеждены, что вузовское образование престижнее, и что его можно получить только после окончания 11 классов. Кроме того, на них влияет психологический прессинг социального окружения. Поэтому родители всячески стараются не ударить в грязь лицом и доказать, что их ребенок не хуже других, что он обязательно получит высшее образование, и непременно по престижной профессии. Но сегодня стало очевидным: далеко не каждому высшее образование пошло на пользу. Достаточно посмотреть, сколько у нас таксистов, парикмахеров, разнорабочих и т.д. с высшим образованием. Проблемы с трудоустройством испытывают выпускники не только высших учебных заведений, но и средних. Одна из причин — отсутствие профессиональных навыков. Конечно, о каком профессионализме можно говорить, если в системе образования процветает коррупция? Рынок коррупции, не секрет, начинается с приема, а затем обрастает дополнительными услугами, начиная от платы за экзамены и заканчивая защитой диплома. Некоторые учебные заведения давно уже стали прекрасной «кормушкой» для их руководства и преподавателей. Получается нелицеприятная картина. Родители всю жизнь должны копить деньги, чтобы в последующем кормить ВУЗы. Так, может, все-таки ребенку действительно лучше самому заработать себе на учебу? К тому времени он уже будет знать, что именно ему нужно. Работая с 14-15 лет, ребенок узнает, какие усилия нужно прилагать, чтобы получить деньги. Кроме того, у него вырабатывается бережливость к своим и чужим вещам. Позже молодой человек при желании может получить и высшее образование. К тому времени у него будут за плечами жизненный опыт, практические навыки и выбор его будет уже осознанным. Конечно, не стоит забывать, что лучшее вложение средств — это образование детей. Но в этом случае нужно помнить, что делать это нужно с раннего возраста с учетом способностей и возможностей ребенка.

Асель АРГЫНБАЕВА

О

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан

Этот сайт защищен reCAPTCHA и применяются Политика конфиденциальности и Условия обслуживания Google.

x

Check Also

Более половины молодых кыргызстанцев работает без официального оформления

Более половины молодежи Кыргызстана — неформально занятые (то есть работают без официального оформления). Об этом на рабочей встрече «Рынок ...

С начала июля фермеры Кыргызстана вновь смогут экспортировать скот

Фермеры Кыргызстана с 8 июля смогут экспортировать крупный и мелкий рогатый скот в живом виде за пределы таможенной территории Евразийского ...

Передумали. В Минэнерго новая идея по повышению тарифов на свет

Предлагается установить единый тариф для населения в 1 сом 9 тыйынов без деления за 1 киловатт-час электроэнергии. Об этом сегодня на заседании ...