Не пропусти
Главная > Новости > Возраст спорту не помеха! В городе Кара-Балта в закрытии велосезона приняли участие и пожилые

Возраст спорту не помеха! В городе Кара-Балта в закрытии велосезона приняли участие и пожилые

17 октября в городе Кара-Балта состоялось закрытие велосезона. В этот раз спортивное мероприятие отличалось тем, что принимали участие люди пожилого возраста. И одному из них 84 года!

Карабалтинец Николай Роменский начал ездить на велосипеде с 50-го года прошлого столетия. На своем стареньком советском «Туристе» он с товарищем проехал вокруг Иссык-Куля, ездил с ним в Алма-Ату, Джамбул, Талас и на Суусамыр. Сейчас его маршрут в основном — на рынок за продуктами, для этих целей к багажнику прикреплена корзинка. Но иногда летом он совершает продолжительные велопрогулки. Берет с собой рюкзак с продуктами питания и непромокаемую подстилку, чтобы передохнуть во время поездки. Николай Александрович – человек советской закалки. Это видно по свитеру, где большими буквами написано «СССР», а сверху герб с серпом и молотом. Работал он 36 лет слесарем в КГРК, водителем в автобазе, в АРЗе. После болезни жены пошел работать в пожарную часть водителем. Пожилой карабалтинец всю жизнь любит велосипеды, горы, тяжелую атлетику и цветы, которых дома огромное количество.

«Мне сын привез из Москвы футболки и свитер с надписью «СССР», я их очень люблю, ведь у нас, советских людей, ностальгия. Я же основную часть жизни прожил в Советском Союзе. Вот сегодня решил поучаствовать в закрытии велосезона. Но по дороге случилась проблема: лопнула покрышка, «забинтовал» ее временно, как смог. Дома лежит новая. И если в советские времена покрышка вместе с камерой стоила 2 рубля 70 копеек, то сейчас я за две покрышки отдал 700 сомов, но на это своей пенсии не жалею. Во времена СССР велосипед стоил от 45 до 192 рублей, это меньше одной зарплаты. Сколько лет моему велосипеду, точно не знаю, но он очень старый. Я его собирал из разных велосипедов. Дома есть еще один, дамский, на нем я буду ездить зимой, рама низкая и зимой легче садиться на него и слезать. Когда сын окончил восемь классов, я купил ему велосипед «Турист», но он не стал на нем ездить. Тогда начал кататься сам. Ведь движение – это жизнь! У нас в школе был преподаватель по истории Иван Семенович, и он нам много рассказывал о Спарте, где дети воспитывались в спортивных военных гимназиях и занимались спортом. Был еще преподаватель физкультуры в пищевом техникуме Василий Тимофеевич Зайцев, который привлек меня к другому виду спорта. Он привез в клуб штангу. Были и гири. Тогда мне было 15 лет, и я начал заниматься тяжелой атлетикой. У меня до сих пор в комнате лежит штанга. Конечно, силы уже не те, но все равно могу жать 60 килограммов и даже 100 пару раз отожму. Раньше мог отжать и 120 килограммов. Занимаюсь бегом, часто делаю пробежки. Набрал лишний вес, так бегал из г. Кара-Балта до села Боксо-Жол. Очень люблю горы, сын часто меня берет с собой, он работает травматологом в Бишкеке. Он тоже у меня сильный, я хотел, чтобы он стал олимпийским чемпионом, и когда-то он даже третье место занял в чемпионате Киргизии по тяжелой атлетике», — делится своей историей жизни Николай Александрович.

Другой пенсионер приехал на закрытие велосезона из Панфиловского района, из села Бухара. Сагынбаю Мураталиеву 73 года, и занимается он велоспортом уже четыре года. Как вышел на пенсию, стал вести активный и здоровый образ жизни. Каждый день старается пройти пешком 8-10 километров, на велосипеде проезжает 15-20 километров. Кроме того, посещает секцию настольного тенниса. Редко пользуется автомобилем или общественным транспортом. В конце девяностых — начале нулевых работал главой одного из айыл окмоту Панфиловского района и всегда ходил на работу пешком. По пути встречал односельчан и узнавал о проблемах, которые требуют решения. Именно так должны делать чиновники, считает Сагынбай Мураталиев.

«Велосипед купил четыре года назад в Бишкеке и оттуда на нем приехал. Добирался три с половиной часа. Но проблема была в том, что машины не дают нормально ехать, прижимают, сигналят, хотя велосипедисты едут с краю. На пенсии много свободного времени, вот и езжу то к детям, то к соседям, то к друзьям. На закрытие велосезона попал только в этом году, в прошлом не знал о нем. Когда собирался на мероприятие, жена ругалась. Она говорит, что я должен вести себя, как другие дедушки, больше проводить времени с внуками и детьми, заниматься домашними делами. А я, как мальчишка, гоняю на велике! У меня трое детей, десять внуков, два правнука и одна правнучка. С собой хотел взять внука, он тоже ездит на велосипеде, но он уехал собирать кукурузу. Я каждый день стараюсь заниматься спортом – ходьбой, велоспортом, теннисом, хожу в бассейн. По профессии я педагог, но в школе не работал. Работал в профсоюзе, имею еще юридическое образование, работал девять лет главой айыл окмоту. И мне никогда не было стыдно ходить на работу пешком. Так ты ближе к народу. Тогда нас выбирали люди, поэтому мы должны были оправдать их надежды, должны были работать на них, на их интересы, а не наши собственные. Я избирался трижды. И расстояние от дома до айыл окмоту в три километра проходил пешком. Служебные автомашины не давали. Это сейчас ездят на крутых машинах, стекла подняли, за рулем водитель, чиновник сзади, его не видно людям, и он не видит ни людей, ни проблем. Даже сейчас я редко езжу, хотя и есть собственная машина. Украшает человека не машина, а его репутация. Для меня даже 10 километров пройти пешком не проблема», — рассуждает сельчанин.

Сагынбай Мураталиев до сих пор помнит свой первый велосипед. Это был «Урал», который отец купил ему летом, когда он перешел в пятый класс. И велосипед был мечтой каждого советского мальчишки. А лето без велосипеда — это не лето! И покупка двухколесной техники становилась для мальчишек и девчонок настоящим событием. Зачастую, чтобы получить велосипед, нужно было прикладывать усилия, так как подарок был не из дешевых. Окончить четверть без троек, исправить поведение, взять на себя обязанности по уборке — да мало ли что. Зато потом тебя ждало настоящее чудо — со спицами, хромированными крыльями и звонком на руле!

«Это сейчас у меня хороший спортивный велосипед корейского производства. А тогда был советский «Урал». Он был большим для меня, и я катался под рамой, что было сложно. Даже не знаю, трудно было из-за малолетнего возраста или из-за самого велосипеда. Это было примерно в 60-годы, жил в селе Бухара. И получить в подарок от родителей велосипед — это огромное счастье и такого никогда не забудешь! И все соседские мальчишки просили покататься, и я давал им по очереди», — вспоминает пенсионер.

По его мнению, советский велосипед был очень тяжелым и надежным, как и все советское. «Урал» не пугали большие грузы или бездорожье. Он комплектовался аптечкой, насосом и ремонтным набором. Прямо на раму можно было закрепить второе пассажирское сиденье. Именно эти велосипеды часто можно видеть на дачах и в селах. Их хозяева утверждают, что такой надежности невозможно найти среди современных велосипедов импортного производства. И их можно назвать неубиваемой классикой. И если любой советский гражданин мог купить «Урал», то, кто побогаче, мог приобрести «Турист» — с ручным тормозом,  коробкой передач, несколькими скоростями. И именно этот велосипед был создан для велопоходов.

Асель АРГЫНБАЕВА

О Асель Аргынбаева

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан

Этот сайт защищен reCAPTCHA и применяются Политика конфиденциальности и Условия обслуживания Google.

x

Check Also

Соцзащита Жайылского района информирует: персональные ассистенты теперь должны оплачивать патент сами

Изменился порядок выплаты заработной платы персональным ассистентам. В основном это родители – мать или отец ...

Свидетели истории: в Жайылском районе находятся развалины тюрьмы, заключенные которой строили тоннель

В Жайылском районе находится здание бывшей тюрьмы, которая была построена почти 70 лет назад. Оно ...

Жители улицы 40 лет Киргизии против вырубки деревьев и строительства прямо перед окнами

Жители многоэтажек на улице 40 лет Киргизии недовольны тем, что около их домов собираются строить ...