Не пропусти
Главная > Экономика > Бензин в Кыргызстане подешевел. Как долго продлится такая ситуация?

Бензин в Кыргызстане подешевел. Как долго продлится такая ситуация?

Мировые цены на нефть устремились вниз после развала сделки ОПЕК+ в начале марта, а затем продолжили падение из-за пандемии коронавируса. Все это отразилось на стоимости бензина во многих странах мира.

Падение цен на сырую нефть для кыргызстанского потребителя выгодно.

«Когда котировки на нефть падают, для нас это хорошая новость. Это значит, что нефтепродукты мы будем покупать дешевле, и цены на топливо будут снижаться. Вслед за нефтью упали цены на ГСМ, причем намного. Если раньше бензин марки АИ-92 стоил 38-39 сомов, то сегодня чуть более 30 сомов. На остальные марки также наблюдается падение цен. То же самое можно говорить о дизельном топливе. Проводить сельхозработы стало дешевле. Наша сеть заправочных станций ежедневно проводит анализ ситуации на рынке нефти. Думаем, что такие цены продержатся до сентября. К началу осени цены на топливо опять будут расти, так как Россия не сможет позволить себе долгое время жить при дешевой нефти. Нефть – самое продаваемое сырье в мире, при этом Россия является одним из крупнейших экспортеров «черного золота» на мировом рынке, и весьма заинтересована в высокой выручке своих нефтяных компаний. Основные игроки рынка ГСМ — «Роснефть», «Газпром Нефть» и «Лукойл». Первые две компании по большей части принадлежат государству, а третья компания хоть и находится в частных руках, но также является крупным налогоплательщиком. По разным оценкам, налоговые поступления нефтяников составляют почти половину всего российского бюджета. Это означает, что экономика страны напрямую зависит от цен на нефть и благосостояния нефтедобытчиков. Я считаю, что в сентябре бензин опять подорожает», — рассказал руководитель одной из заправочных станций города Кара-Балта Нурлан.

Несмотря на низкие цены на бензин и солярку, продукты питания и промышленные товары в цене ощутимо выросли. По мнению заправщиков, дешевые перевозки должны были повлиять на цены и сделать их наиболее приемлемыми для населения.

«Когда растут цены на бензин, реализаторы повышают цены и на продукты питания. Сейчас бензин дешевый, а продукты стали еще дороже. Конечно, можно сослаться на котировки валют, из-за которых изменилась закупочная стоимость. Но ведь в другом месте, на перевозках, фирмы экономят достаточно. Неужели нельзя не накручивать так сильно цены? То же самое могу сказать о такси, которые пользовались отсутствием маршруток. Повышение на каждом промежутке — с места изготовления товара до конечного потребителя. Реализаторы пользуются любым фактом, чтобы поднять цены. Сегодня говорят — доллар подорожал, завтра скажут — бензин. Из-за дешевой нефти у нас участились случаи нелегальной продажи контрабандного бензина. От того, что многие скрывают свои доходы и не осуществляют платежи государству, пенсионеры получают маленькую пенсию. Кроме того, на эти налоги строятся школы, детские сады, ремонтируются дороги и так далее. Нелегальная продажа ГСМ не безопасна для окружающих. Так, недавно в Кара-Балте произошел пожар в частном доме, где продавали газ и бензин», — сказал сотрудник кара-балтинской АЗС.

По мнению работников магазинов автомасел, запчастей и СТО, пока нет признаков, что цены на бензин снова начнут расти. И 30 сомов за литр — это еще не предел падения цен на топливо.

«У нас есть информация, что бензин приходит по 19-19,5 сома. На АЗС его продают по 30 сомов. Я понимаю, что надо платить налоги, зарплату и т.д. Заправкам невыгодно иметь конкуренцию в лице нелегалов по продаже контрабандного бензина из Казахстана. АЗС владеют депутаты или их родственники либо они контролируют поставки ГСМ. В нашей стране недостаточно заводов и фабрик, чтобы можно было работать, не у всех есть связи, чтобы устроиться на высокооплачиваемую должность. По-человечески я понимаю этих продавцов. В Кара-Балте я знаю примерно шесть точек продажи контрабандного бензина. У меня вопрос: почему нельзя снизить цены на АЗС, чтобы не было контрабандного бензина? Я считаю, что ввозимый дешевый бензин – это хорошо для потребителей. На рынке должна быть конкуренция. У потребителя должен быть выбор», — поделился мнением работник одной из кара-балтинских точек по обслуживанию авто Геннадий.

Чтобы понять, почему дешевый бензин завозится именно из Казахстана, предлагаем ознакомиться со статистикой цен на топливо. Самый дешевый ГСМ по-прежнему в Казахстане. Об этом сообщают в Ассоциации нефтетрейдеров Кыргызстана. По имеющимся данным, еще недавно бензин марки АИ 92 в Казахстане стоил 28 сомов, в Кыргызстане — 39,3 сома, в России – 44,8, в Таджикистане – 56,3, в Узбекистане – 52,6, в Беларуси – 53,2, в Армении – 32,9 сома. Дизельное топливо также самое дешевое в Казахстане – 27,6 сома, в Кыргызстане – 44,3 сома, в России – 49,4, в Таджикистане – 57,7, в Узбекистане – 58,4, в Беларуси – 56,3, в Армении – 65,9 сома. Но сегодня по сравнению с этими цены упали на 10 сомов.

Несмотря на падение цен на нефть в РФ, бензин там остался по таким же ценам. Дело в том, что в России цена на бензин не привязана к цене на нефть, никакой прямой зависимости нет.

«Цена упала на фьючерсы, то есть долгосрочные контракты – это не контракты сегодняшнего дня, они будут исполняться позже. К тому же на этом рынке львиную долю стоимости бензина составляют налоги и акцизные сборы. При снижении мировых цен на нефть и нефтепродукты, акцизы в России резко растут. Именно это не позволяет внутренним ценам снижаться вслед за мировыми. Это несправедливо по отношению к российским производителям и потребителям нефтепродуктов, усиливает монополию нефтяных компаний на внутреннем рынке, но тем не менее там так происходит. Правительство РФ решило запретить импорт нефтепродуктов в Россию, чтобы предотвратить поставки дешевого иностранного бензина на внутренний рынок. С учетом обвала нефтяных цен топливо за рубежом стало существенно доступнее, в то время как в России стоимость его почти не изменилась. Запрет был введен в апреле. Временная мера рассчитана до сентября 2020 года. Минэнерго прогнозирует, что в течение этого периода продержатся низкие цены на нефть. Они уверены, что в сентябре цены на нефть опять возрастут. Кстати, ситуацией воспользовался Китай и купил рекордное количество подешевевшей российской нефти — 1,6 млн. тонн. Китай заработал триллионы как на государственном уровне, так и в бизнес-среде. Он вернул себе около 30% акций собственных монополий.  До этого момента часть акций технологических компаний принадлежала зарубежным инвесторам: американцам и европейцам. То есть почти половина доходов от тяжелой и химической промышленности уходила не в казну КНР, а на счета «финансовых акул» Европы. Сейчас ситуация изменилась. Что касается мировых цен на нефть, уверена, что договорятся. Одна Россия не может влиять на эти цены, но и остальным странам-экспортерам такая ситуация с дешевой нефтью не выгодна. С каждым годом добывать ее становится сложней, себестоимость становится выше, поэтому к осени они придут к общему мнению. Нефть опять вырастет в цене, вслед за этим и цены на ГСМ», — заметила экономист Динара Шаменалиева.

Карабалтинцы считают, что конкуренция на рынке ГСМ должна быть здоровой. Поэтому многие не против дешевого бензина из Казахстана. По их мнению, обман может быть не только у частника, но и на элитных заправках.

«У нелегалов мы хотя бы видим, сколько наливают бензина, там прозрачная тара. На заправках не видим, поэтому могут недоливать. Насчет того, что некоторые боятся разных примесей, это не секрет, что недобросовестные заправки добавляют вещества для повышения октанового числа бензина. Несмотря на все это, я заправляюсь на заправках, но не на всех. Было время, когда я брал дешевый бензин у нелегалов. Но у меня есть оборудование, я его тестирую. В этой ситуации сложнее женщинам, они не умеют распознавать малейшие признаки неисправности авто. Я чувствую по характерным звукам. А некачественный бензин может привести к тому, что сгорит поршневая или клапан. Поэтому, если есть возможность проверять бензин, то можете покупать у нелегалов. Если нет, то не рискуйте! Кроме того, они не платят налоги. Почему я должен платить за них? Но это не говорит о том, что я ко всем заправках отношусь лояльно. Там тоже бывает беспредел. Бадяжат бензин, недоливают, накручивают цены, никто их не контролирует. Нужно всегда все проверять», — посоветовал житель города Кара-Балта Сергей, автолюбитель со стажем, 36 лет.

Отметим, что Кыргызстан занимает первое место по дешевому топливу среди импортозависимых стран. И если средняя стоимость бензина в мире составляет 1,12 доллара США за литр, то в Кыргызстане – 0,62 доллара.

Асель АРГЫНБАЕВА

О

x

Check Also

ОсОО «Компсервис плюс» предлагает свои услуги

Ремонт и обслуживание компьютерной техники Заправка картриджей Компьютерные услуги Установка видеонаблюдения Услуги полиграфии Печать баннеров, ...

Миграционный учет для кыргызстанцев в РФ сократится до трех месяцев? Ответ МИД

В соцсетях сообщается, что в РФ принят закон, согласно которому кыргызстанцы должны осуществить процедуру выезда-въезда ...

Нацбанк оштрафовал очередного гражданина за обмен валюты без лицензии

Нацбанк оштрафовал очередного гражданина за осуществление обменных операций с наличной иностранной валютой без лицензии. Об ...