Главная > Образование > Человек, входящий в класс…

Человек, входящий в класс…

Педагоги, о которых пойдет сегодня речь, преподают совершенно разные предметы, но все они стараются воспитать гармоничную личность.

Воображение, фантазия и цвет…

Лейла Усупбаева, учительница русского языка и литературы СШ №5, нашла необычный подход к своим ученикам. Она второй год увлекается одним из самых современных и молодежных видов искусства – граффити на бумаге. Планеты во Вселенной, звезды и кометы, фантастические пейзажи, небоскребы мегаполиса, животные и люди… Все это создает учительница с помощью аэрозольных красок и подручных средств. Причем никогда не училась в художественной школе. Это, наверное, самый главный плюс этого вида искусства. Рисовать на бумаге граффити сможет любой человек. Для этого нужны баллончики с красками, пластмассовые предметы круглой формы, шпатель, скомканная газета, пара перчаток и, конечно же, фантазия.

«Это увлечение пришло ко мне после просмотра видео в Интернете пару лет назад. Очень понравилась техника рисования и, конечно, результат. Решила попробовать. Сначала я срисовывала с того, что было на экране. Потом стала сама придумывать картины. Многое беру из своего воображения. Бывает так — прочитала произведение, создала образ героя, а дальше рисую по памяти. Во время процесса добавляю что-то свое, импровизирую. А как иначе? На одной из моих любимых картин был изображен одинокий самурай на фоне восходящего солнца. Возможно, это было чувство одиночества или единения с самой собой. Настроение человека, состояние души влияют на картину. На другой картине я воспроизвела Африку. Пантера, сидящая на дереве, слоны, идущие по саванне, огромное горячее солнце… Свои картины я отдала ученикам. В прошлом году подарила выпускникам, девчонкам — в основном пейзажи и животных, а мальчишкам —
какие-то фантастические вещи», — рассказывает Лейла Рыспековна.

Хобби помогает учителю при организации праздников и конкурсов. Необычные картины используются при оформлении стенгазет, сцены и проведении уроков литературы. По словам учителя, аэрозольные краски предлагают множество новых креативных возможностей и очень интересны в применении. Как будто рисуешь не красками, а воздухом.

«Покупаю баллончики разных оттенков. Нужно много цветов, потому что накладываю один на другой. Благодаря наслоениям получаются необычные разводы, пробивается свет, и тогда картина оживает. Набросаю несколько слоев, пройдусь скомканной газетой – вот тебе и свет в окне! Губкой делаю ветки на деревьях. Кладу обычную тарелку, распыляю аэрозолем, тарелку убираю, получается планета. А тени и свет можно сделать скомканной газетой. Я могу рисовать часами. В эти минуты появляется умиротворение и внутренняя гармония», — говорит учительница.

Стоит отметить, что работа в этом жанре – это увлекательное уличное шоу, которое собирает десятки зрителей. Рисовать баллончиками человек должен на глазах у публики, так как интересны и сама техника рисования, и то, что получится в итоге. Но Лейла Усупбаева рисует не на улице, а на балконе своей квартиры. А впервые горожане увидели ее творчество на сцене ДК имени Ленина во время конкурса «Учитель года». Участники конкурса должны были продемонстрировать свое увлечение. Кроме граффити на бумаге, Лейла Рыспековна создала женские наряды из оберточной бумаги, цветных лент и глянцевых журналов. И это помогло занять первое место.

«Рисование с помощью аэрозольных красок, по-моему, очень похоже на танцы хип-хоп. И то и другое появилось на улице, было придумано людьми, не имеющими специальной подготовки, но и то и другое трогает душу. Здесь не нужны годы обучения в художественной школе, да и арсенал уличного художника совсем прост. Это набор баллончиков, бумажные листы, скребки, заостренные палочки, различные трафареты, которыми обычно служат предметы круглой или другой геометрической формы и так далее», — считает педагог.

Картины Лейлы Рыспековны нравятся не только ее ученикам и коллегам, но и домочадцам. И она думает, не организовать ли выставку своих произведений…

Считает свой предмет волшебным…

Многие считают, что музыка — второстепенный предмет в школе. Но учитель СШ №1 Григорий Рамазанов хочет оспорить это, ведь именно искусство формирует душу, обогащает человека духовно, учит видеть красоту мироздания. Настоящие уроки музыки – это не развлекательные занятия и не рутинное заучивание песенного материала.

«Моя задача — наполнить детскую душу чувством прекрасного. Я стараюсь прививать своим ученикам хороший вкус. Серьезно выбираю репертуар, обращаю внимание на текст песни. Ведь современная музыка часто какая-то ненастоящая и малосодержательная. Иногда песни даже пропагандируют жестокость, равнодушие и бездуховность. А ведь музыка и песни могут подвигнуть нас на разные действия! И музыка бывает разной. Она может вызывать как положительные, так и отрицательные эмоции», — говорит учитель музыки.

Всю жизнь Григорий Рамазанов пытается научить детей понимать и воспринимать хорошую музыку.

«У нас занятия идут в трех направлениях — хоровое пение, музыкальная литература и нотная грамотность. Когда мы изучаем музыкальную литературу, проходим классику. Я не заставляю детей любить классику, но знать ее должен каждый образованный человек. Ученики должны знать, что Бетховен — это не кличка собаки, про которую сняли фильм, а великий композитор. Считаю свою профессию важной, так как участвую в формировании полноценной духовной личности», — объясняет педагог.

Григорий Нариманович начал заниматься музыкой в 6 лет. Мальчишкой сам освоил гармошку, играя на слух. Инструмент подарили старшему брату, а маленький Гриша тайком на нем играл. Уходя в армию, брат оставил инструмент ему. В 1975 году Григорий окончил Ошский государственный пединститут, музыкально-педагогический факультет. Стоит отметить, что это единственный вуз в стране, где есть музыкальное образование педагогического направления. В эти годы в жизни студента появился духовой оркестр – самая живая на свете музыка.

«Название духовой инструмент произошло от слова «дух», ты в него дышишь. Живее этой музыки нет. Я играл на саксофоне, кларнете. Очень люблю джаз. В Кыргызстане джаз был всегда и сейчас есть, но только это элитарная музыка, не для широкой публики. Чтобы играть джаз, нужны высокий профессионализм, импровизация и меценаты», — рассказывает учитель.

Уроки музыки проводятся с 1-го по 7-й класс. Григорию Наримановичу приходится совмещать сразу трех специалистов — дирижера, аккомпаниатора и хормейстера. Кроме того, педагог ведет кружковую работу, ведь дети участвуют в различных конкурсах, концертах, фестивалях. На занятия по музыке отводится всего один час в неделю, поэтому зарплата педагога совсем небольшая. Поэтому Григорий Рамазанов всегда был вынужден подрабатывать. Но за 40 с лишним лет не возникло мысли уйти из школы, оставить музыку и детей.

«Это настолько очевидно, как моя рука. Она не может быть любимой, она просто моя. Так и моя работа, она просто моя, и все этим сказано», — говорит учитель музыки.

В здоровом теле — здоровый дух

Еще один педагог, о котором хочется рассказать сегодня, —  Бардаков Владимир Иванович. Это необыкновенный учитель физической культуры, спорта и допризывной подготовки молодежи в СШ №2. За его плечами большой спорт, тяжелый труд и огромные достижения. Учащиеся Владимира Ивановича занимали первое место в конкурсе ЮИДД по всему СНГ, несколько раз в республике и области. Также стали чемпионами области в военно-патриотической игре «Зарница». И на уровне республики были неоднократно призовые места. Кроме этого, учащиеся СШ №2 в призерах района по результатам соревнований по футболу и волейболу. И все это – заслуга учителя физкультуры.

«Сам я бывший спортсмен, мастер спорта СССР по греко-римской борьбе. В 1973 году начал заниматься спортом. Пришел на занятия болезненным мальчиком, но борьба вылечила меня. Занимался спортом профессионально, занял третье место по всему Союзу. Быть мастером спорта СССР — это не просто. Это высокие требования, жесткий отбор. Сейчас мастера спорта СССР приравниваются к международникам. Из большого спорта ушел в 1984 году, стал работать учителем физической культуры в школе. В 1996 году участвовал в первой спартакиаде Кыргызстана. Помню, ко мне пришел мой бывший тренер Анатолий Иванович Коваленко и попросил побороться за Жайылский район и Чуйскую область. Я тренировался полгода и занял в спартакиаде первое место, став в 35 лет чемпионом страны. Моими соперниками были молодые крепкие парни. Я всю жизнь проработал в одной школе, стаж 35 лет. Сейчас мои бывшие ученики приводят на занятия уже своих внуков», — делится своей историей педагог.

Урок для Владимира Ивановича — это не погоня за результатами, а кропотливая работа над укреплением здоровья ребенка. А чтобы это сделать, необходимо изменить отношение детей и родителей к физкультуре. Преподавателю обидно слышать о том, что есть главные предметы и не очень, и что физическая культура относится именно к таким. Переубедить детей и их родителей – задача учителя.

«Спорт – это здоровый образ жизни. А в здоровом теле – здоровый дух. Я не только обучаю их, но и воспитываю каждый день. Помимо занятий спортом, уделяется большое внимание военному делу. За хорошую подготовку подрастающего поколения был награжден Министерством обороны КР. И когда наши бывшие ученики призываются в армию, то показывают отличные результаты. Уверен, что наша молодежь должна быть не только крепкой и здоровой, но и любить свою Родину, уметь встать на ее защиту, когда это потребуется», — считает педагог.

Владимиру Ивановичу 61 год. Были в жизни моменты, когда учитель хотел оставить работу в школе из-за болезни. Но болезнь отступила, а вместе с ней и мысли об уходе. Со школой связана вся жизнь этого удивительного человека. Возможно, поэтому он был дважды удостоен почетного места в Золотом фонде учителей Жайылского района, куда входят педагоги, внесшие значительный вклад в образование и воспитание подрастающего поколения.

Асель Аргынбаева. Фото автора

О Асель Аргынбаева

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

x

Check Also

14-летняя Алтынай Осмонакунова — единственная спортсменка по боксу в Кара-Балте

Женский бокс в Кыргызстане развит слабо. В городе Кара-Балта его практически нет. 14-летняя Алтынай Осмонакунова ...

Уже почти 30 лет в Полтавском сельском округе нет ни одного детского сада

В этом айылном аймаке три села – Полтавка, Орто-Суу, Малтовар, жителей более 6 172 человека, ...

Кара-балтинский приют для бездомных будут благоустраивать

У бездомных появится душ, стиральная машина и собственный медицинский кабинет. В кара-балтинском приюте для бездомных ...

WhatsApp chat