Прод. 4-ком. дом, цена дог., летняя кух., баня, навес, с мебелью, ул. Пржевальского, 41, т. 0550 051530 (230/04-17/07)****
Требуется курьер доставки еды с личным авто, а также требуются строители, отделочники, сварщики, разнорабочие, т. 0701 909588 (232/04-17/07) ****
Утеряно водительское удостоверение на имя Айдарканова Б. Ш., просьба вернуть за вознаграждение, т. 0552 131302 (23/04-17/07)*****
Прод. 1-ком. кв. в кирп. доме, кв. Ковровщиков, цена 10,5 т/$, 105-й серии, 1 эт., 2 балкона, S-36,7 м2, возможны варианты или меняю на 2-ком. кв., т. 0778 225166, 0554 225165 (234/04-17/07)****
Прод. 3-ком. в кв. Западный, 5/1, цена 25 т/$, торг уместен, 105-й серии. 1 эт., 2 б/з, варианты обмена на авто, т. 0556 201715, 0557 201715 (244/06-27/07)*****
Прод. 3-ком. саман. дом, ул. Фрунзе, 14, р-н ул. Пограничной, цена 6 т/$, уч. 4 сот., торг уместен, вода везде, с водой проблем нет, т. 0555 242945 (247/10-17/07)****
Отборный уголь с доставкой — Шабыркуль, Каражыра, т. 0550 627323 (248/10-17/07)*****
Продаю или сдаю помещение на рынке «Береке», S-40 М2, под любой бизнес, т. 0551 112608 (249/10-17/07)****
Прод. 4-ком. кирп. дом, ул. Ключевая, цена 45 т/$, уч. 10 сот., х/п для быков, кухня, баня, гараж, навес, рассмотрим варианты, т. 0553 433845 (250/10-17/07)*****
Продается пресс-подборщик «Кыргызстан», цена договорная, т. 0555 487507 (251/11-17/07)****
Прод. 1-ком. кв. в кирп. доме, ул. Космонавтов, р-н «крас. поликлиники», цена 830 т/с, 104-й серии, 1 эт., 1 б/з, S-25 м2, аристон, Интернет удобно под бизнес, т. 0551 104608, 0552 876278 (253/11- 17/07)*****
Прод. 2-ком. кв. в кирп. доме, кв. Ковровщиков, 9/8, цена 20 т/$, 105-й серии, 4 эт., 2 б/з, S-49 м2, космет. ремонт, не угловая с меб., теплая, т. 0507 240472, 0553 130310 (254/11- 17/07)*****
Прод. 6-ком. кирп. дом, ул. Российская, цена дог. S-500 м2, «кр. книга, газ», 3 в. отопл., гараж, баня, бассейн, т. 0555 972306 (255/13- 20/07)
Прод. 6-ком дерев. дом, ул. О. Кошевого, 37, уч. 13,5 сот., х/п, гараж, с/у, т. 0557 000193 (260/18- 24/07)****
Требуются рабочие на постоянную работу в цех по производству пласт. окон и дверей, т. 0550 351323 (261/18- 24/07))****
Прод. 3-ком. саман. дом, ул. Фрунзе, 14, р-н ул. Пограничной, цена 6 т/$, уч. 4 сот., торг уместен, вода везде, с водой проблем нет, т. 0555 242945 (253/28-04/08)****
Продаётся 4-ком. кирп. дом, село Петропавловка, участок 48 соток, хозпостройки, баня, вода в доме, попроси этот 0559 357775 (254/28-04/08)****
Требуются швеи-надомницы, т. 0553 354003 (264/30- 07/08)****
В связи с выездом прод. 2-эт. кирп. 8-ком. дом, ул. З. Космодемьянской, 17, цена дог., все х/п, центр. канализ., возможны варианты, т. 0553 120365 (267/11-18/08)****
Прод. 3-ком. с/кирп. дом, ул. Чернышевского, 96, р-н Соцфонда, цена 10 т/$, уч. 10 сот., вода в доме, пластиковые окна, т. 0701 550237 (268/11-18/08)****
Прод. 3-ком. в кирп. доме, цена дог., 104-й серии, 1 эт., т. 0555 699962 (269/11-18/08)****
Продаю 2 кошары с жильем, очень удобные для выпаса скота, свет, вода, в с. Степное, цена дог., т. 0557 736943, 0558 387717 (270/11-18/08)****
Прод. 6 га, загорожен. производственный участок, есть склады и ток, асфальтированный, мастерская, весовая, цена дог., т. 0557 736943, 0558 387717 (271/11-18/08)****
Прод. производ. площадки (асфальтированные, загороженные), также животноводческий комплекс, территория 6 га, загорожен, 5 помещений для скота и др., инфраструктура, цена дог., 0557 736943, 0558 387717 (272/11-18/08)****
Уважаемые жители и гости района Жайылского района! Управление по ветеринарной и фитосанитарной безопасности информирует Вас о том, что согласно требованиям Таможенного регламента ЕАЭС при поддержке сельхозживотных требуются ветеринарные сопроводительные документы на КРС, процесс идентификации. По всем вопросам обращаться к ветспециалисту по месту жительства (273/11-18/08)****
Сдается 3-ком. квартира, ул. Оторбаева, на 4 эт., т. 0551 421791 (274/11-18/08)****
Прод. уч. 15 сот., в с. Вознесеновка, на ул. Жаштык, 43, есть сарай 15х6 м, цена 5000$ , т. 0556 797919, 0553 077515 (275/11-18/08)****
Главная > Уроки истории > Код кыргызов (часть 2)

Код кыргызов (часть 2)

Эгизэл: Алтайцы

Читать 1 часть — Хакасы (тадар)

Великая степь делится на две части – восточную и западную. Границей двух частей выступают горы Восточного Тянь-Шаня (Памиро-Алай и Ала Тоо) и Саяно-Алтая. В этих местах формировались силы, которые впоследствии влияли на ход мировой истории.

Map_Steppe_lands

Степная зона Евразии

Через эти районы прошли миллионы людей в периоды переселений народов, войн, миграций. На одном конце этой горной цепи, на востоке Монгольского Алтая были столицы восточных степных империй, на другом – на западе Теңир Тоо – столицы западной части державы кочевников.

qaganat

Тюркский каганат с его восточной и западной частью (около 630 г.)

Возможно не случайно в эпосе Манас фигурируют Алтай и Талас (Западный Теңир Тоо), места где были столицы восточного и западного крыла каганата. Нам же больше знаком собственно Алтай, то есть территория Республики Алтай.

altai

Республика Алтай граничит с Казахстаном, Китаем и Монголией. Внутри Российской Федерации с Алтайским краем, Кемеровской областью с республиками Хакасия и Тыва. Численность алтайцев определяется по-разному – зависит от включения в их состав других родственных им народов или нет. Вместе с такими народами как теленгиты (3712 чел.), тубалары (1965), челканцы (1181), кумандинцы (2892), телеуты (2643), численность алтайцев составляла 79 773 чел. (перепись 2010 года). В Республики Алтай они составляют 34% от населения, где проживает большинство алтайцев. За пределами республики проживает около 3 тысяч человек.

altaj_1-3

Самоназвание алтайцев «алтай кижи» — «алтайский человек». Выделяют также телеутов (самоназвание теленнет, тадар, байат-пачат – около 2700 человек), теленгитов (телесы – примерно 3800 человек) кумандинцев (самоназвание къуманды, къубанды, къуўанды, къувандыг – около 2900 человек), челканцев (ку-кижи – до 1200 человек), тубаларов (туба, туба-кижи, йыг кижи – «лесные люди» — до 2000 человек).

Altais

Традиционные жилища алтайцев зависели от типа хозяйства, который вел тот или иной род или даже отдельный его представитель. Встречались как срубные дома с четырьмя и более стенами, так и жилища, напоминающие чум, аланчики из бревен и коры деревьев.

ail

Типы традиционных жилищ алтайцев

alanchik

Поселение алтайцев начало ХХ века

Алтайцы состоят из родов – сёоков, которых по переписи 1897 года насчитывалось 68 подразделений. Самые многочисленные алтайские сеоки — тёлёс, кыпчак, майман, тодош, иркит, мундус.

У алтайцев (алтай-кижи) зарегистрированы следующие сеöки: аара, алмат, байлагас, богусхан, дёрбет (тербёт) еёлюк (елик), иркит (ыркыт), кыпчак (копчак), кергиль, кöбöк, кооболу, кööжö, каал, мундус, меркит (меркут), модор, могол (монгол), мерет, найман (майман), пурут (прут, брут) соен, сагал (саал, чор-сагал), суузар, тодош, теöлёс, тонжан (тонжуан, тонгжон), танды, тумат (томат), тогул (тогус), утты-сар (теть-сары, палан), чапты, чагандык, юдюб (юлюп), юсь, ярык (ябыр), оöчу (очы), кан, чорос, котты.

Altai_man_in_national_suit_on_horse

Алтаец на коне в традиционной одежде. Серия открыток начала ХХ века

У чуйцев (чу-кижи) — алмат, иркит (ыркыт), кыпчак (копчак), кергиль, кöбöк, мундус, меркит (меркут), могол (монгол), оргончи, ойрот, соён, сагал (саал, чор-чагал), теöлёс, тонжан (тонжуан, тогжон), титас (тетытас, тетыдас), ябаг;

У черневых татар (туба, ыш-кижи) — байлагас, кергиль, комдош (кöмнöш, кондош), кузень (кюзень), мундус, педебыш (чедыбыш), соён, еайгылар (салгылар), танды, тогул (торгул, тогус), тентерек, тибер, тастар, утты-сар (тетьсары, палан), шоор (чöр, сары-чер), юсь, юуты (тыуты) юртас (тюртас), ярык (ябыр), ялан, чагат (чыгал), санмай, тиргеш, йобур, тон.

Altay_woman_with_horse

Алтайка в традиционной одежде. Серия открыток начала ХХ века

У кумандинцев (ку-кижи) — тастар, тоён, чобот, юты, кубанды (куманда), со, тон-кубанда, якши, чалман, чабраш.

У телеутов — торо, очу, миркит (иркит, ыркыт), ак-тумат, кара-тумат, чорос, кыпчак сарт, найман (майман), телес (теöлёс), торгул, мундус, кочкор-мундус, тотош (тодош), пурут (прут, брут), чалман.

У телеутов, живущих смешанно с народцем ач-каштим в Кузнецком уезде — йюрты, тёрт-ас, чингис, ан.

altaytsi-igra-na-kobise-vargane

Согласно опроса 2008 года, проведенного Институтом алтаистики имени С.С.Суразакова, среди верующих этнических алтайцев бурханисты составляли 81%, православные христиане — 10,7%, шаманисты — 5,3%, буддисты — 2,2%. Бурханизм – это этнографическое название верований алтайцев («бурхан» — заимствование из монгольского языка «будда»). Сами алтайцы называют свою религию ак јан или сӱт јан — «белой» или «молочной» верой. Сторонники этой веры отказываются от кровавых жертвоприношений и отсюда и название «белой веры» в отличие от «черного шаманизма». Первыми проповедниками бурханизма были Чет Челпанов и его приемная дочь Чугул Сорокова. В 1906 г. они с группой других бурханистов были привлечены к суду, но были оправданы.

Chet_Chelpanov

Чет Челпанов и его приемная дочь Чугул Сорокова

Сторонники белой веры выступали за ненасильственную борьбу за создание собственного алтайского государства и связывали его создание с приходом Ойрат хана (Алтай-хана) – посланника Ак-Бурхана (Юч-Курбустана).

6434

Алтайские шаманы. Жертвоприношение лошади Небу – шкуру вывешивали на шесте

Отдельно стоят культы гор и местностей – как средство поклонение природе и диалога с ней. Как и в остальных культурах, о которых мы рассказываем в проекте «Эгизэл», у алтайцев есть обряды благодарности и уважения к хозяевам местностей. Алтай ээзи – хозяин Алтая следит за тем, чтобы люди не нарушали гармонию природы и не брали много от нее. Считается, что он связан с самой высокой горой Сибири и Алтая Ӱч-Сӱмер — «Трёхглавой» (Белуха или Кадын-Бажы — «Вершина Катуни», 4509 м.)

GoraBeluha

Ӱч-Сӱмер

Существует хорошая легенда, которая показывает насколько относительно богатство и как часто мы не можем определить, что важнее для человека.

«Однажды разгневались боги на алтайский народ; ушли звери из лесов, ушла рыба из рек и озёр; засохли деревья и травы; вымер скот на пастбищах. Труженицы-пчёлы и те не запасли в тот год золотого мёду. Голод пришёл на алтайскую землю — нечего в котёл бросить, нечего в рот положить, нечего ребёнку дать.

Горевали люди; только один алтаец не горевал — был у него припрятан на чёрный день кусок золота, большой, с конскую голову. Вот и пришёл тот чёрный день, кончилась вся еда в юрте, последний кусок лепёшки доели, последний глоток кумыса допили. Поглядел алтаец на жену и детей, вытащил из укромного уголка кусок золота, крякнул, взвалил на плечо и пошёл по окрестным стойбищам — менять золото на мясо вяленое для себя, на лепёшки свежие для жены, на молоко кобылье для детей.

Долго ходил, много юрт обошёл, много людей повидал. Нет у людей еды; а если и найдётся у кого кусок лепёшки да глоток молока — не хотят менять люди еду на золото. Красивое оно, золото, блестящее, глаз радует, сердце веселит, да только холодное и твёрдое; не укусишь его, не бросишь в котёл, не дашь ребёнку поесть. Зря ходил по юртам алтаец, зря таскал кусок золота размером с конскую голову. А когда совсем отчаялся, забрался он на гору Алтынту, что над озером высится, проклял жизнь свою горькую и богов жестоких и швырнул с размаху золото далеко в озеро. Швырнул, да и сам следом прыгнул. Плеснула волна, накатила на берега, да и успокоилась. А озеро с тех пор называют Алтын-Кёль — Золотым».

teleckoe-ozero

Алтын Кӧл (Телецкое озеро), Республика Алтай

В Алтае есть множество древних памятников от культур, оставивших здесь свой след. Одной из таких культур является Пазырыкская культура (VI—III вв. до н. э.) и сегодня она является стержнем для возрождения материальной культуры древних предков алтайцев.

altaipazyryq

Современные реконструкции предметов материальной культуры Пазырыкской эпохи

uqoq

Форма женской прически прослеживается вплоть до Окуневской культуры (II тысячелетие до н.э.)

Благодаря климату Алтая, в курганах сохранились мумии и войлок, по которым удалось реконструировать татуировки и узоры древних алтайцев.

tatu

Реконструкции татуировок с алтайских мумий

Tatuirovki-Altayskoy-princessy-640x558

Татуировки «Алтайской (Укокской) принцессы»

pazyryq

Пазырыкский ковер

althai_princess_grave_reconstruction

Реконструкция могилы из кургана Аржан, Укок, Алтай

С Пазырыкских времен прослеживается культ березы на Алтае. В курганах саркофаги снаружи были оклеены весенней корой молодых побегов березы, в захоронениях были найдены изделия из бересты. Колесница из одного кургана была изготовлена из березы.

kolesniza

Пазырыкская колесница. Эрмитаж

Береза сопровождает свадьбы алтайцев. Бубны алтайских шаманов изготавливались из березы или кедра.

Altay_shaman_with_drum

В героическом эпосе Алтая «Маадай-Кара» береза выступает как хранительница главного героя. Родители богатыря Маадай-Кара, угнанные в рабство, оставили колыбель с новорожденным сыном под березой. Богатырь вырос, вскармливаемый березовым соком, и освободил родителей. Скорее всего и у кыргызов береза играла определенную роль в мировоззрении. Вспоминаются стихи: Кайың барбы кыргыз балта чаппаган // Өзөн барбы кыргыз сөөгү жатпаган. Есть ли береза, которой не коснулся топор кыргыза // Есть ли долина, где не лежали бы кости кыргыза.

eloyun

Маадай Кара, театрализованное представление на Эл Ойын, 1988

Эл Ойын – «Народные игры» устраиваются ежегодно и становятся событием, к которому готовятся целый год.

el-oi

Эл Ойын

На играх популярны борьба, скачки, стрельба из лука; возрождается көк бөрү, национальные костюмы, кухня и т.д.

eloiyn

Алтайцы являются самыми близкими к кыргызам по языку, родовому составу. Неслучайно Алтай является родиной Манаса. Эта близость позволяет надеяться на культурные контакты, которые позволят кыргызам возродить такое искусство как горловое пение, а алтайцам – сказительское мастерство и көк бөрү. В таких контактах важно не искать старших или младших братьев, представителей правильной или неправильной веры, а воспринимать друг друга как народы-близнецы. Эгизэл.

http://kgcode.akipress.org/unews/un_post:8225

О По материалам инфоагентств

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

x

Check Also

В Суусамырсмкой долине отремонтировали мост, соединяющий с урочищем Малдыбай

В Чуйской области отремонтировали мост, соединяющий Суусамырскую долину и урочище Малдыбай. Об этом сообщил корреспондент ...

69-летний В.Брязгунов в студенческие годы перестал ходить, но получил орден «Манас» и покоряет дороги на трехколесной велоколяске

69-летний Брязгунов Владимир Ильич из села Беловодское Московского района Чуйской области является обладателем ордена «Манас». ...

Адвокат по делу о гибели в ДТП «Миссис Мира Вьетнам-2018» С.Шакировой: Подозреваемый 5 раз менял показания

Адвокат Рустам Абдурауфов, защищающий интересы потерпевших по делу о ДТП, где погибла «Миссис Мира Вьетнам-2018» ...

WhatsApp chat