Главная > Образование > Школьные домашние задания: так ли они необходимы в современной жизни
Üniversitenin Kısaltması

Школьные домашние задания: так ли они необходимы в современной жизни

Почему наши дети отказываются выполнять домашние задания? Так ли это необходимо в современных условиях? Почему объем домашнего задания становится инструментом коррупции?

«Нам ничего не задали!» — радостно сообщает ваш ребенок.

Знакомая картина?

И вы тут же настораживаетесь: «Не может быть! А ну покажи дневник…»

И начинается ежевечерняя эпопея, в ходе которой выясняется, что и в каком объеме задали.  Оказывается, что нужно выучить стихотворение, написать сочинение, нарисовать плакат, вылепить поделку из слоеного теста и испечь пирог, решить 20 задач  по математике и т.д. и т.п.

Следующий этап — приготовление уроков, который растягивается порой далеко за полночь.

Почему наши дети избегают выполнения домашнего задания особенно в старших классах?

И вообще в чем смысл домашнего задания?

Основной смысл – это вам скажет любой учитель — повторение и закрепление пройденного  в школе с целью дальнейшего применения. Главной задачей в данном случае является пробуждение у ребенка стремления к самообразованию.

Только сами дети воспринимают «домашку» как тяжелую повинность, поэтому не стремятся ее выполнять.

Может быть, дело в том, что дети перегружены? Действительно наши дети в плане загруженности на фоне остального цивилизованного мира выглядят очень плохо. И вот почему: представьте себя на месте вашего ребенка. Встали утром в семь, позавтракали, «отсидели» в школе пять-шесть часов, затем дом, занятия в секциях, музшколе, драмкружке – 2-3 часа, затем уроки – еще часа три-четыре. В итоге – десять-двенадцать часов напряженной работы в день! Да не каждый взрослый выдержит такой ритм и график. При том что 6-дневная рабочая неделя взрослого человека составляет 48 часов!

В средних и старших классах школьники делают домашнее задание вообще за счет сна. Сверхперегруженность не проходит для школьников просто так. По мнению наших врачей, к 11 классу здоровых детей в классах практически не остается: близорукость, заболевания опорно-двигательного аппарата, сколиоз, заболевания сердца и сосудов. Все эти болячки наши дети приобретают за годы обучения в школе. Зачем мы делаем своих детей инвалидами?

Если рассмотреть весь комплекс проблем школьного образования в Кыргызстане, то можно выделить несколько из них.

Одна из них – непонимание родителями целей и задач образования своих детей. Проще говоря – родители не могут ответить на вопрос, что вы будете делать со знаниями, полученными в школе вашими детьми?

В советское время ответ был прост  и понятен: получаешь бесплатное среднее образование, чтобы в дальнейшем пользоваться правами и ресурсами, положенными по Конституции гражданам Советского Союза.

А сегодня? На этот вопрос каждый должен ответить сам. Только ошибаются те родители, которые рассматривают своих детей в виде некоего объекта, куда в школьные годы надо всеми силами запихнуть побольше знаний.

Еще французский гуманист, ученый Г. Ле Бон более ста лет назад в книге «Психология народов и масс» указывал, то западная образовательная модель построена на ряде заблуждений.

«Главная опасность этой воспитательной системы, вполне справедливо именуемой латинской системой, заключается в том, что она опирается на то основное психологическое заблуждение, будто заучиванием наизусть учебников развивается ум. Исходя из такого убеждения, заставляют учить как можно больше, и от начальной школы до получения ученой степени молодой человек только и делает что заучивает книги, причем ни его способность к рассуждению, ни его инициатива нисколько не упражняются. Все учение заключается для него в том, чтобы отвечать наизусть  и смущаться».

Согласитесь, что печально выглядит, когда голова ученика наполнена большим или меньшим количеством знаний, но он не научился их применять.  В общем все знает, но ничего не умеет.  Со знанием должно  быть обязательно связано умение…

В советское время, кстати, все усилия были направлены на то, чтобы теоретические знания применить на практике. В средней школе №5 г. Кара-Балта, например,  после ее открытия были теплицы, столярные и слесарные  мастерские, физический и химический кабинеты-лаборатории. Затем  все сошло на нет, уступив место отчетам…

В Европейских странах  образование выстроилось в стройную систему. Смысл ее в следующем:

«Образование сегодня должно состоять из четырех основополагающих элементов, которые на протяжении всей жизни будут для каждого человека столпами знаний: научиться познавать, научиться делать, научиться совместной жизни, наконец, научиться жить – умение, которое вытекает из трех предыдущих».

Передовые педагогические практики домашнего задания не предусматривают. При этом эффективность обучения весьма высокая.

За счет чего она достигается? В Финляндии, например, учебная нагрузка распределяется равномерно, чтобы учебный материал усваивался равномерно с меньшими объемами. Таким образом, летние каникулы длятся всего полтора месяца, но детям дают небольшие каникулы на осенние праздники, на Рождество с тем, чтобы их каникулы совпадали с выходными днями родителей.

Учебная нагрузка распределяется, чтобы каждый день было не 5-6 совершенно разных предметов, а два, максимум три.

Например: физика – математика, иностранный язык – рисование и т.д.

Занимаются этими двумя предметами школьники 2-3 часа в день. И это не значит, что все три часа они сидят  в классах и решают задачи по химии или пишут конспекты. После теоретических занятий основные действия школьников происходят в школьных лабораториях на практике. Естественно,  после таких занятий в школе делать домашнюю работу нет  необходимости.

Возможно ли в школах Кыргызстана организовать обучение подобным образом?

Вероятно, нет, так как одна из причин — неправильная ориентированность нашей системы образования к требованиям современной жизни.

Этим активно пользуются работники образования, учителя, перекладывая все проблемы на плечи родителей. Не успели по вине учителя разобрать материал на уроке – перегруженность в классе, отставание в программе, учитель не подготовился, причин много, но в результате огромный объем «на дом», на плечи ребенка, на голову родителям, которые все еще не верят, что система работает против них.

Наши дети давно это поняли и быстро приспособились.

«Да мы все задания делаем с помощью Интернета, — рассказали учащиеся 7-го класса одной из школ города. — Находим информацию и скидываем всем, кто в группе».

Таким образом сегодня все — доклады, рефераты, сочинения — скачивается из сети.

Интересно, неужели учителя не видят, что домашнее задание или реферат взят много раз с одного и того же ресурса? Так и получается: один делает вид, что учит, а другой — что учится.

Есть еще очень негативная особенность домашних заданий в жизни родителей и школьников. В руках недобросовестных педагогов домашнее задание превращается в механизм «вытягивания» дополнительных средств из родителей. Выглядит это следующим образом: ребенку дают ничем не оправданные огромные по объему или сложные домашние задания. Ученик не справляется, начинает переживать, нервничать, оценки по предмету становятся все хуже. Родители, как правило, люди ответственные, начинают думать: что делать? Тут кто-нибудь, может быть, даже сам учитель, подсказывает: нужно получить дополнительные занятия и консультации, за дополнительную плату разумеется. Как правило, родители соглашаются. Если начинают спорить, доказывая, что дело не в качестве подготовки домашнего задания ребенком, а в методике преподавания, то им легко доказывают обратное – с помощью отрицательных отметок. Таким образом появляются два рычага манипуляции родителями в руках коррупции —  огромное домашнее задание и отрицательные отметки.

Несмотря на весь комплекс проблем мы не призываем отказаться от домашних заданий сегодня. Тем более в условиях нашей системы образования это невозможно. Так что пока трудно представить себе математику или литературу без домашних заданий.

А в истории или в русском языке, на мой взгляд, без них вполне можно обойтись. По статистике ЮНЕСКО, примерно в половине стран мира сегодня учат без домашних заданий. Там педагоги сумели договориться с родителями. И если сегодня мы говорили об отмене или хотя бы о сокращении домашних заданий, то инициатива должна исходить прежде всего от родителей.

А родители в свою очередь должны понять, что: «…уже недостаточно, чтобы каждый индивидуум накопил в начале своей жизни определенный запас знаний, откуда он мог бы бесконечно их черпать. Необходимо, чтобы он был в состоянии использовать на протяжении всей своей жизни любые возможности для того, чтобы обновить, углубить и обогатить эти первоначальные знания, адаптировать их к меняющемуся миру». Это строки из доклада «Образование: сокрытое сокровище», подготовленного международной комиссией по образованию для XXI века ЮНЕСКО.

Вот что рекомендуют врачи

Правильнее всего делать домашнее задание с 15.00 до 17.00, после семи вечера производительность резко падает. Ребенок затрачивает слишком много усилий, чтобы сосредоточиться. И в итоге вся эта «заморочка с «домашкой» становится бессмысленной. Распорядок должен быть такой: вышел из школы, погулял (школьнику необходимо быть на свежем воздухе минимум полтора часа в день), пообедал, отдохнул, хорошо хотя бы минут 15 полежать, заметьте, малыши-первоклассники-второклассники буквально проваливаются в сон, многие в начальных классах еще играют в куклы-машинки, а затем делать уроки.

Психологи подчеркивают важный момент: нельзя заставлять школьника делать сразу по принципу «не закончишь – не встанешь». В начальных классах вообще нужно разбивать подготовку домашних заданий на периоды, 15-20 минут позанимался – выпил сока, съел яблоко, отвлекся. Подростки активно растут, поэтому быстро утомляются.

В старших и средних классах принцип примерно сохраняется тот же, время же приготовления домашнего задания увеличивается на час, не более.

Максим Клименко

О Максим Клименко

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

x

Check Also

Жители Ставрополовки проводили зиму и встретили весну

Праздником в селе Ставрополовка завершилась масленая неделя. Впервые за двадцать лет жители организовали и провели ...

Тяготы охоты и егерей заботы

Все охотничье сообщество Кыргызстана замерло в ожидании открытия сезона весенней охоты на селезней диких уток ...

Мысли вслух: являются ли школьные оценки объективным показателем успешности в жизни

Нужны ли сегодня в наших школах оценки? Насколько объективно они могут показать уровень знаний ученика? ...

WhatsApp chat