Не пропусти
Главная > Образование > Мысли вслух: являются ли школьные оценки объективным показателем успешности в жизни

Мысли вслух: являются ли школьные оценки объективным показателем успешности в жизни

Нужны ли сегодня в наших школах оценки? Насколько объективно они могут показать уровень знаний ученика? Почему в современной школе оценки стали орудием манипулирования детьми?

Вопросы далеко не такие простые, как может показаться. Все чаще мне приходится сталкиваться с родителями, которые приходят в недоумение, раздражаются, и затем их раздражение переходит во вполне оправданную злость.

«Что происходит: учился ребенок в школе, получал нормальные оценки – «четверки» и «пятерки», вдруг начал получать по тому же предмету «тройки» и «двойки»? При встрече с родителями учитель, не называя и не анализируя причин снижения оценок, с оценки начинает и оценкой же заканчивает разговор об ученике. И все сводится к прямолинейному выводу: хорошие оценки – хороший ребенок. Оценки «не те, что надо» — значит, и ученик «не дотягивает до уровня».

И учитель чаще всего предлагает хорошенько «нажать» на ученика! Почему, спрашивается, некоторые учителя позволяют себе оценкой успеваемости дать оценку и нравственности, и общему уровню развития ребенка?» — возмущаются родители.

Кстати, таким подходом был недоволен и великий педагог В.А. Сухомлинский: «Это глубокое заблуждение наносит серьезные травмы ребенку, а иногда просто калечит его душу. Смешение оценок и нравственного облика – это результат бездумной и односторонней погони за единственным показателем благополучия — цифирью, процентом успеваемости. Это большое зло школы. В этом странном, педагогически неграмотном взгляде исчезает человек как гармоническое единство многогранных психологов, современная система оценки знаний учащихся является одним из самых мощных методов подавления познавательной потребности ребенка. Ведь последняя проявляется у человека с момента рождения и представляет собой бескорыстную любовь  к самому процессу умственной деятельности. Но о какой любви может идти речь, когда ребенок учится только ради хорошей оценки?»

Получается, что больше всего в школе дети страдают от оценок. От того, что они должны соответствовать неким стандартам. Этим пользуются некоторые учителя. Страх получить «неправильную» оценку – оружие манипулирования в их руках. Поэтому знания становятся на уроке товаром, который можно продать, поставив за них определенную оценку.

В некоторых школах нашего города это явление приобретает все большие масштабы. И в этом частично виноваты сами родители, поскольку уже с дошкольного возраста начинается жуткое  психологическое давление на ребенка со стороны амбициозных родителей.

Сначала от детей требуют, чтобы они учились читать и считать уже до школы, затем – получать лучшие отметки. Многие из них такого не выдерживают, «сходя с дистанции» уже в первом классе. А ведь никто не может сказать, что может понадобиться сегодняшнему первокласснику через десять лет для социального успеха. Можно сказать, что  в школе господствует «педагогический террор», адептами которого являются и учителя, и родители. А в противовес ему среди детей  все более укрепляется школьная антиидеология.

С точки зрения преобладающей массы школьников, учиться хорошо – нехорошо, «западло», как говорят сами школьники, если кто не знает. Это как бы предательство по отношению к миру «своих». Попадая в эту ситуацию, как в капкан, ребенок должен осуществлять свой выбор практически без надежды быть понятым. Остается удивляться, что психика наших детей настолько мобильна, что они как-то выживают, но потерь в дальнейшем очень много. В результате мы получаем хитрого приспособленца, который понимает, что нужно делать, как выжить с наименьшими потерями под давлением учителей и родителей. Либо больного неврастеника, который может неадекватно отреагировать на любой внешний раздражитель. И тогда случается трагедия. Во всем мире школьники все чаще хватаются за оружие, направляя агрессию против своих же ровесников и учителей.

Что делать родителям?

Те родители, которые уже поняли, что собой представляет современная система оценок, и определились с профессиональной ориентацией  ребенка, поняли, куда он будет двигаться после школы,  заключают с преподавателем некий «пакт» по тем школьным предметам, которые (не) нужны в дальнейшем ребенку. Ребенок (не) сильно напрягается, а учитель, зная, что данный предмет ему не нужен, по договоренности с родителями не слишком его напрягает. И все довольны. Если же у вас возникает конфликт – учитель настойчиво ставит двойки вашему ребенку, утверждая, что он ничего не учит, не знает и не желает знать, то постарайтесь разобраться в ситуации.

В современном мире  в системе ученик-учитель, где знания становятся товаром, не следует слишком полагаться на доводы и утверждения учителя. Попробуйте поговорить со своим ребенком, затем выслушайте учителя. Если найти компромисс не удается, то не сомневайтесь, переводите своего ребенка в другое учебное заведение. Как показывает подобный опыт, вы только выиграете от этого, а также сохраните время и нервы свои и вашего ребенка.

Оценивать знания, а лучше умение пользоваться знаниями, конечно же, необходимо, но, может, стоит найти более приемлемые формы такой оценки?

Специалисты считают, что в младших классах отметок просто не должно быть. Они могут появляться  в средних и старших классах, но в виде зачетной (рейтинговой) системы.

Кстати, рейтинговая система широко применяется уже в учебных заведениях Европы и Азии. Выглядит она следующим образом. За посещение уроков, ответы, участие в школьной общественной и научной работе, сдачу зачетов и экзаменов — за все начисляется определенное количество баллов, причем автоматически, без участия учителя. Таким образом исключаются манипуляции учителей с оценками. Система очень жестко работает и в другую сторону. Если учащийся не набирает определенного рейтинга в силу проблем с поведением или умственно-психическими отклонениями, то с ним работают определенные социальные службы и его переводят в школу другого профиля.

Еще одним способом борьбы за права детей может являться в наших условиях установка видеонаблюдения в школах! Но почему-то школы, даже элитные, не стремятся помочь таким образом себе и учащимся. Ведь, казалось бы, как удобно с сотового телефона зайти в Интернет  и увидеть, чем в классе занимается ваш ребенок, сколько раз его спросил учитель. И не отправился ли учитель во время уроков по своим делам, дав задание написать конспект. Эта перспектива, вероятно, тормозит инициативу.

Начальные неуспехи в учении, которые преподаватель «подкрепляет» систематическими отрицательными оценками, приводят к формированию низкой самооценки. А ведь низкая самооценка в детстве создает серьезные проблемы в дальнейшей жизни.

Известный педагог Ш. Амонашвили пишет в своей книге «Созидая Человека»: «Хорош ли «отличник»? Плох ли «двоечник»? Слышите ли вы, отметки? Какое вы имеете право делить на «хороших» и «плохих» детей, стремящихся к солидарности и созиданию? Как вы смеете пророчить им качества их будущей личности?  Кто поручил вам внушать им чувства своего превосходства над другими или неполноценности среди других?.. Я мечтаю о школе, в которой дети учились бы без отметок и принуждений; я верю, что когда такие школы будут созданы, тысячи детей обретут в них истинный смысл своей школьной жизни. Но для приближения такого будущего сперва надо, чтобы отметки уже сейчас лишились функции представлять личность школьника, регулировать его отношения с близкими ему людьми. Беда, когда родителям мерещится их ребенок этакой «ходячей» цифрой 5, беда вдвойне, если только через нее видят они в нем нового человека. А какое может быть горе, если родители привыкли к мысли, что у них ребенок – ходячая двойка и от него не жди никакого толка. Видел я таких «хороших» пятерочников, в зачетную книжку которых жизнь поставила свою отметку – «негодный для труда и общения», и видел многих «плохих» двоечников, строящих потом новую жизнь, получивших от нее за это выгодную оценку – «Человек».

P.S. Предлагаю обсудить с учителями и родителями проблему объективности школьных оценок на сайте
www.kbcity.kg.

Максим Клименко

О Максим Клименко

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

x

Check Also

Школьные домашние задания: так ли они необходимы в современной жизни

Почему наши дети отказываются выполнять домашние задания? Так ли это необходимо в современных условиях? Почему ...

Жители Ставрополовки проводили зиму и встретили весну

Праздником в селе Ставрополовка завершилась масленая неделя. Впервые за двадцать лет жители организовали и провели ...

Тяготы охоты и егерей заботы

Все охотничье сообщество Кыргызстана замерло в ожидании открытия сезона весенней охоты на селезней диких уток ...

WhatsApp chat