Главная > Образование > Как карабалтинцам решать проблемы образования своих детей в условиях кризиса?

Как карабалтинцам решать проблемы образования своих детей в условиях кризиса?

Пока чиновники думают и объясняют, по какому пути пойдет образование в Кыргызстане – по общественному, доступному, но комплиментарному или элитному, частному. Хотя в соответствии с Конституцией Кыргызской Республики все имеют право на бесплатное государственное образование, в школах города Кара-Балта и Жайылского района по-прежнему не хватает почти полторы сотни преподавателей. Другими словами, права и знания есть, но донести их до учеников — некому.

«Что делать? К кому обратиться? Мой сын уходит в школу к 8 часам, а в половине десятого утра уже возвращается из школы. Каждый день у него не более 2-3 уроков, и это в седьмом классе. Какие знания он может получить, занимаясь в таком режиме?

Мы обратились к директору школы г. Кара-Балта, но она нам ответила, что учителей нет и очереди на работу в школу не наблюдается, хотя школьная администрация делает все возможное, чтобы привлечь педагогов.

А после того как мы побывали на родительском собрании и нам объявили о нововведениях Министерства образования, а именно – учителя, работающие в школе, но не имеющие профильного образования, будут получать меньше их коллег с образованием «профильным», «почасовики» — учителя, заменяющие отсутствующих учителей, в других школах будут получать столько, что отвлекаться на подмену невыгодно, мы поняли – образование наших детей полностью организационно, экономически легло на наши плечи, став действительно головной болью. Что делать?» — задает вопрос Елена П.

Большинство жителей г. Кара-Балта не теряют присутствия духа и с присущим им оптимизмом по-разному решают проблемы обучения своих чад.

«Сегодня вся надежда на репетиторов, – рассказывает Катерина Р., жительница г. Кара-Балта, 36 лет, — в школе нет учителей английского языка — нанимаем репетитора по английскому, по алгебре — идем на занятия по алгебре, нет кыргызского языка – опять обращаемся к репетитору».

Как отмечают родители учащихся, стало сложно попасть к хорошим педагогам-репетиторам – наблюдается очередь.

Кстати, стоимость одного занятия составляет (один академический час) от ста пятидесяти сомов. Все зависит от того, сколько человек обучает репетитор одновременно. Обычно педагог-репетитор берет два-три человека на занятия одновременно, реже 5-6 человек.

Для учителей, которые вышли на пенсию, но еще полны сил и энергии и имеют желание поделиться опытом и знаниями, сегодня появилась очень хорошая возможность реализовать себя, занимаясь репетиторством частным образом. Диапазон востребованности знаний сегодня очень широк: от подготовки к первому классу до высшей математики, химии, биологии, русского языка.

Те, кому необходимо подготовить детей по различным предметам, или педагоги, решившие заняться репетиторством, легко могут найти друг друга через газету «Весть».

Некоторая часть жителей решила проблемы образования сразу и весьма радикально.

«Как только несколько лет назад в школах не стало хватать преподавателей, мы отдали своего ребенка в частную школу, о которой прочитали на страницах газеты «Весть», — сказала семья Ж-ых. – Навыками и знаниями, которые там получает наш ребенок, мы довольны».

Частные школы сегодня составляют серьезную конкуренцию школам государственным. Единственное, что сдерживает сегодня поток желающих продолжить обучение в частных школах, – недостаток информированности о работе самих частных школ.

«Мы готовы хоть сегодня отдать своих детей в частные школы, — говорят родители. — Но хотели бы больше знать о методиках преподаваниях, обучении,  перспективах, различных бонусных скидках в частных образовательных учреждениях».

Хотелось бы от самих преподавателей частных школ услышать критические замечания в адрес системы образования, чем система получения знаний в частной школе отличается от системы общегосударственной».

Родителей можно понять: проблемы есть. Например, рыночные отношения накладывают свой отпечаток, порой весьма непростой, на систему «педагог – ученик – родители». Представьте, что у родителей вдруг не хватит средств, чтобы продолжить или закончить обучение ребенка в частной школе, и возвращение таких детей в обычную школу, по мнению педагогов, может быть сопряжено  с большими проблемами для самого ребенка.

Сегодня родители должны четко понимать, что существующая сегодня система государственного образования в школе, даже если представлена в общем объеме, не может иметь ничего общего с той, советской школьной системой.

Главная отличительная черта современного школьного образования – абсолютный разрыв с требованиями современной жизни, с требованиями рынка труда, наконец.

И в том виде, в котором существует образование сегодня, оно может научить наших детей только одному – выживать, приспосабливаясь к внешним обстоятельствам.

Многие родители это уже поняли.

«Вы посмотрите, что реально происходит в системе школьного образования, — рассуждает карабалтинец. — В школах домашние задания задаются просто невероятных объемов, а школьники уже давно их делают с помощью Интернет-ресурсов. Сочинения, доклады, рефераты – все скачивается из Интернета. Готовые задания отучают наших детей думать.

В итоге, в результате  захлестнувшей волны подобных Интернет-пособий наши дети не только отвыкают думать, но и лишаются воли к приобретению знаний. А зачем напрягаться, если есть готовое!»

«Да не нужно моему сыну образование в том объеме и виде, которое существует сегодня в школе! Вряд ли эти искусственные знания пригодятся в реальной жизни. Поэтому  я буду учить своих детей «думать руками», осваивая полезные рабочие специальности  и приобретая навыки и знания, необходимые в жизни.

Мы в семье решили пойти своим путем: у меня сосед отличный сапожник, он согласился научить сына основам сапожного мастерства, взамен моя жена преподает его дочери – ей 14 лет – основы швейного дела, мой двоюродный брат – дипломированный электрик  — я договорился с ним, он дает сыну несколько уроков по электротехнике», — поделился своими мыслями житель села Ново-Николаевка Сергей Д., 47 лет.

Идеи родителей не новы

В 70-е годы прошлого века, в советское время, руководители государства четко понимали, что, несмотря на то, что запас гарантирует обязательное среднее образование, академиками все быть не могут, и поэтому большое внимание уделялось профессиональному техническому образованию.

В городе Кара-Балта был создан и успешно работал на базе школ города УПК – учебно-производственный комбинат. Учащиеся школ города и района один день в неделю в течение шести-восьми часов занимались на базе УПК, где получали теоретические и практические знания по профессии. На базе УПК под руководством опытных мастеров производственного обучения можно было получить основы профессии секретаря-машинистки, оператора ЭВМ, каменщика, плотника, штукатура-маляра, электрика, слесаря КИПиА, водительские права категорий В, С. Таким образом в жизнь внедрялся основной принцип советской системы образования – умение применять полученные знания на практике, в жизни и на работе. Такой подход подчеркивал и усиливал необходимость полученных знаний.

Учебно-производственный комбинат был связан со всеми предприятиями города Кара-Балта и регулярно проводил с учащимися профориентацию по специальностям. Во время профориентации учащимся организовывали регулярно экскурсии на предприятия города и района, во время которых школьники имели возможность встретиться и поговорить с мастерами своего дела, передовиками производства, людьми различных рабочих профессий и специальностей.

В 1991 году наступил развал СССР, и вместе с этим начался и распад образовательной системы и ее основного компонента – профессионального трудового обучения.

Попытка продолжить основы профессионально-технического образования была предпринята в конце 90-х, когда на базе УПК была создана средняя школа-лицей №13 – уникальное в своем роде учебное заведение. В нем совмещалось образование с профессиональным обучением.

После окончания выпускники получали аттестат о среднем образовании и какую-либо специальность из тех, что преподавались в то время в СШ №13: водитель категории В, С, каменщик, столяр, оператор ЭВМ, секретарь-машинистка, швея-модельер, продавец-товаровед, штукатур, маляр. Уникальность эксперимента была в том, что в школу набрали тех учащихся 7-11-х классов, которые не планировали в дальнейшем получать высшее образование, а по причине «троек» в свидетельстве о неполном среднем образовании их не брали в 10-11 классы.

В результате в школе-лицее №13 было несколько выпусков. Многие выпускники школы живут и работают нынче в городе Кара-Балта.

В чем секрет успеха?

Во многом этому способствовало трудовое обучение с шестого класса — школьников обучали профессии. Каждый класс в течение шести-восьми уроков находился в одном кабинете. Это упорядочивало систему передвижения по школе, упрощало контроль за поведением, посещаемостью и безопасностью учащихся. Занятия велись парами, т.е. два урока истории, два – математики, два – литературы. Учащимся при такой системе было легче  готовиться – меньше заданий – больше возможности их подготовить. У учителей была возможность опросить весь класс и проконтролировать подготовку каждого учащегося.

Несмотря на успех, в 2000 году школу вдруг закрыли, директор уехала в Россию, педагоги разошлись по другим школам.

Материальная база, на которой велось обучение, включала 2 грузовых автомобиля, деревообрабатывающие станки, куда-то делась. Сегодня на базе УПК работает начальная школа №6.

Сообразуясь с требованиями сегодняшнего дня, в г. Кара-Балта можно было бы воссоздать систему трудового обучения старшеклассников. В Беларуси, к примеру, уже пошли таким путем.

Что же ожидает наших детей и всю систему образования в недалеком будущем?

Социологи допускают три сценария развития дальнейших событий.

Сценарий № 1. Развитие образования по подобию модели образования развитых стран – обучение элитное за большие деньги для меньшей части и обучение массовое для обеспечения конституционного права, социальное – для большинства. Содержание такого образования – академические знания для элиты, способной за него заплатить, и умение ставить подпись и прочитать вывески — для других.

Вариант №2. Депутаты всех уровней инициируют решение главных проблем образования, таких как обеспечение учителей статусной заработной платой, чтобы на место учителя в сельской школе был конкурс, предоставление  учителям госжилья, предоставление льгот. В свою очередь государственные чиновники проявят волю в продвижении современных методов и технологий в системе образования. Это приведет к резкому повышению качества образования при его доступной стоимости.

И вариант №3. Все остается как есть – журналисты критикуют систему образования, чиновники на критику реагируют вяло, все делают вид, что сложившаяся в школе система всех устраивает.

Можно  ли сегодня вывести образование из кризиса? Можно. И дело не в новых учебниках.

Детям необходимо давать те знания и обучать тем навыкам, которые необходимы в условиях рыночной экономики. Профориентацию необходимо проводить с четвертого класса, учитывая особенности ребенка, т.е. «лирик» — «естествовед» он или «физик».

Лучше учить детей в одном постоянном кабинете, где у ребенка свое постоянное рабочее место. Не хватает учителей — можно организовать интерактивные уроки. Совершенно неэффективно деление учебного времени на учебные четверти.

Гораздо лучше было бы разделить девять месяцев учебного года на пять семестров по полтора месяца обучения плюс одна неделя на каникулы после каждого семестра. Это позволило бы учащимся эффективнее распределять силы для учебы.

Что же делать тем родителям, чьи дети недополучают знаний и навыков?

Вот что рекомендует педагог с многолетним стажем, директор одной из школ г. Кара-Балта Светлана Краснобородкина:

«Не оставляйте детей без внимания и образовательной нагрузки. Какова же должна быть образовательная нагрузка на ребенка? Методик ее определения много, но необходимо исходить из индивидуальных особенностей вашего сына или дочери. Что хорошо для одного, плохо для другого.

К примеру, если у вашего друга сын или дочь активно и охотно занимаются в музыкальной школе или в секции каратэ, это это не значит, что ваш ребенок должен делать то же самое и в том же объеме. Не бойтесь загрузить ребенка по полной программе. Воспитание и образование не любит вакуума. Если такая пустота возникает, то ее место может занять «улица», «Интернет», сомнительных соблазнов, к сожалению, сегодня масса».

Поэтому когда, как, какой ценой и чему  научатся ваши дети, зависит только от вас, уважаемые родители! И помните, чем больше у вашего ребенка будет навыков и умений, тем проще он адаптируется в жизни и тем самым будет более успешным человеком.

Максим Клименко

О Максим Клименко

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

x

Check Also

В сети появились рыбацкие байки о Кара-Балте — разберемся, где правда, а где ложь

16 января 2019 года на некоторых Интернет-сайтах появилось сообщение о том, что «Около г. Кара-Балта ...

На окраинах города Кара-Балта появились волки

На окраины города Кара-Балта в поисках пищи стали захаживать волки с предгорий. Их следы были ...

Забытый праздник: Святки

Как показал опрос населения, в г. Кара-Балта мало кто сейчас помнит, чем знаменательны дни от ...

WhatsApp chat