Главная > Новости > Пустой маршрут — приговор для села

Пустой маршрут — приговор для села

Жители сел Арал, Айдарбек и Ак-Башат Жайылского района просят выделить общественный транспорт для школьников.

Каждый день сельчане сталкиваются с проблемой, отправляя детей в Ново-Николаевскую школу. У таксистов график работы скользящий, да и средств уходит на частный извоз в три раза больше. Люди неоднократно обращались с этим вопросом в разные инстанции, поднимали его на сходах жителей каждый год.

«Наши дети учатся в Ново-Николаевке, а живем мы в других селах. Добраться сложно, потому что нет общественного транспорта. Ходит он с большими перебоями. Иногда приходится идти пешком от села Арал до центральной трассы в село Ак-Башат, чтобы дойти до остановки. Если повезет, то проезжающие мимо машины заберут наших детей. В пассажирской автобазе нам сказали, что необходимы дополнительные средства на то, чтобы выделить нам транспорт по этому маршруту. Родители готовы выдать по 200 сомов на проездные. Неужели невозможно как-то решить этот вопрос и помочь нашим детям? В айыл окмоту советуют перевести детей по месту жительства, то есть в родную школу, которая находится в селе Ак-Башат. Но я считаю, что каждый родитель имеет право выбирать школу для своего ребенка», — говорит житель села Айдарбек Эгинбай Искитов.

По данным старосты села Ак-Башат Раката Шералиева, в Ново-Николаевской школе обучаются около ста детей из других сел. Кроме них, в Кара-Балту приезжают студенты, которые также могли бы воспользоваться общественным транспортом. Да и взрослое население не отказалось бы от маршрутки или автобуса.

«Такси из Кара-Балты в село Ак-Башат стоит 30 сомов, в Арал и Айдарбек — 40. Школьники платят таксистам так же, как и взрослые. В то время, как автобус для школьника стоит 10 сомов. То есть ребенку в день нужно на дорогу 60-80 сомов, если он едет на такси. В неделю это 300-400 сомов. В месяц – 1200-1600 сомов. А если в семье несколько детей? Вы представляете, какие расходы понесет семья только на транспорте! Родители выбирают школу в Ново-Николаевке, потому что там есть классы с русским языком обучения. Кроме того, имеются разные кружки и секции. Да и с учителями проблем нет. В селе Ак-Башат обучаются только на кыргызском языке. Поэтому многие стремятся отдать своих детей в Ново-Николаевскую гимназию. Особенно нам жалко детей зимой, потому что таксисты выезжают уже с полным салоном. Детей много, некоторые не помещаются и остаются на улице ждать следующего. Таксисты выходят на работу, когда захотят, их никто не имеет права заставить. Конечно, рано утром их нет. А у детей уроки начинаются в 8 утра. Родителям приходиться договариваться с соседями, родственниками насчет машины. Бывает, сами стоят на остановке и просят забрать детей в школу», — рассказывает староста села Ак-Башат.

По данным сельчан, общественный транспорт в прошлом году ездил лишь один раз в день. После многочисленных обращений маршрутка стала выходить в рейс три раза в день. Но вот когда она ездит, сельчане понять не могут. Староста села Арал Сталбек Икрамбаев советует распечатать график работы водителя автобуса и развесить его на остановках. Кроме того, общественный транспорт должен быть постоянным, чтобы люди к нему привыкли.

«Люди садятся в такси, потому что маршрутка бывает не всегда. И пассажиры уже привыкли к такой ситуации. А людей нужно приучать к тому, что маршрутка работает постоянно, но для этого она должна ездить каждый день. Нам бы еще пересмотреть режим работы, потому что есть рейс после двух часов дня, который нам не нужен. Лучше рейс поставить в другое время, когда дети едут в школу во вторую смену. Мы нуждаемся в общественном транспорте только из-за детей. Мы считаем, что данную проблему могут решить руководство Ак-Башатского айыл окмоту и пассажирская автобаза совместно. Я знаю, что в других сельских округах такой проблемы нет. Там всегда есть общественный транспорт. Мы просим помощи со стороны нашей власти», — обращается к местным властям староста села Арал.

Глава Ак-Башатского айыл окмоту Канат Уметалиев со своей стороны ссылается на автобазу. По его словам, он готов платить ежемесячно по пять тысяч сомов на ГСМ для общественного транспорта, но только в том случае, если автобус будет ездить регулярно.

«Весной мы платили три месяца, а летом маршрутка вообще не ездила, мне так сказали старосты трех сел. Поэтому мы приостановили выплату денег. Я звонил в автобазу, там сказали, что по нашему маршруту транспорт едет пустой, поэтому водителю невыгодно ездить в села Ак-Башатского айыл окмоту. Я попросил, чтобы маршрут осенью опять возобновился, и пообещал перечислить деньги. Сумму в пять тысяч сомов решили выделять депутаты нашего сельского кенеша на солярку для маршрутки. Но почему-то проблемы только с нашим сельским округом, другие села вообще не платят никаких денег, а транспорт от автобазы туда ездит, причем регулярно. Я считаю, что пяти тысяч сомов на топливо в месяц достаточно. Я же не могу отдавать на общественный транспорт больше, чем на нужды всего айыл окмоту! Причем это будет финансовое нарушение, так как данная сумма – решение депутатского корпуса. Я готов оплачивать, но люди говорят, что транспорт регулярно не ездит», — говорит глава Ак-Башатского айыл окмоту К. Уметалиев.

За ответом мы обратились в пассажирскую автобазу. Как сообщила исполнительный директор ОсОО «Абсолют-Авто» Искра Лю, Ак-Башатский айыл окмоту – единственный сельский округ в Жайылском районе, который имеет проблемы с общественным транспортом. Сельчане неоднократно приходили за помощью в автобазу, но здесь требуется помощь руководства сельской управы.

«Водитель данного маршрута работает в убыток, потому что максимальное количество пассажиров, а это 10-15 человек, бывает только рано утром. В остальное время пассажиров всего 2-3 человека. В этих селах нужно провести разъяснительную работу с таксистами, чтобы они забирали пассажиров только после маршрутки. Это могли бы сделать работники айыл окмоту, старосты сел, аксакалы, сами же родители. А то получается, что они сами садятся в такси, а потом возмущаются, что нет автобуса. Водитель не может ради двоих школьников ехать 17 километров. Этот маршрут на сегодня нерентабелен. Нам легче его закрыть, чем нести убытки. Но из-за того, что жители трех сел просят оставить, мы идем на это. Но долго продолжаться так не может. Мы не имеем права заставлять водителя трудиться без заработка, потому что у него тоже семья и дети, которых нужно кормить. У нас нет возможности ежедневно выделять ГСМ на эту дорогу, так как в районе много других маршрутов, где есть пассажиры. В такие села, как Джон-Арык, Кара-Тюбе, Сосновка, Жекен, Федоровка, Полтавка, ходят не просто маршрутки, а автобусы. Спрос на общественный транспорт там есть постоянно. Раньше и в Ак-Башат ходил большой ЛАЗ, который делал четыре рейса. То есть спрос когда-то был», — объясняет ситуацию директор автобазы.

Директор автобазы предлагает главе управы уточнить график, который будет удобен для всех пассажиров. По словам Искры Лю, водитель автобуса не может угодить каждому сельчанину, поэтому необходимо знать время, когда дети едут на учебу и после нее домой. Для этого необходимо обсудить данный вопрос с учителями. Кроме школьников, есть и госслужащие, которые пользуются общественным транспортом. Помимо графика, имеются проблемы и с дорогами. Речь идет об участке в селе Арал, который находится в неудовлетворительном состоянии. Весной и осенью после дождей по этой дороге проехать сложно.

«Людей мало, в основном ездят школьники. Проезд на автобусе до Ак-Башата для школьников стоит 10 сомов, в Арал и Айдарбек – 25 сомов. Каждый день я езжу без перебоев. Проблема в том, что люди не садятся. В день у меня уходит на дорогу 15 литров, это чтобы сделать три рейса. Солярка стоит 45 сомов. То есть в день только на топливо нужно 675 сомов, и это только на солярку. В этом случае получается, что я буду работать бесплатно, потому что, кроме солярки, мне и заработать что-то нужно. В месяц только на ГСМ необходимо 20 тысяч сомов. То есть нам не хватит тех пяти тысяч сомов, которые готов выплачивать айыл окмоту. Другие сельские управы не платят за общественный транспорт, потому что он окупается за счет самих пассажиров. Нужно просто заполнить маршрут, и не нужно потом никаких дополнительных денег. Но пассажиров нет. Сейчас я «обкатываю» маршрут, чтобы люди привыкли. Мы можем и на другом маршруте работать, где будет спрос, но ведь стараемся для сельчан. Получается, что на сегодня это убыточный маршрут. Это неправда, когда люди говорят, что я езжу нерегулярно и не еду в Арал из-за плохих дорог. Каждый раз, несмотря на погоду и осадки, я туда заворачиваю», — рассказывает водитель автобуса Бахтияр Иманалиев.

Решится ли вопрос с общественным транспортом в селах Ак-Башатского айыл окмоту, неизвестно. Если нет, то автобаза может и закрыть данный рейс. А вот после этого таксисты, скорее всего, поднимут цены, так как конкурентов уже не будет. Хватит ли тогда у сельчан денег на проезд – большой вопрос. Да, времена изменились. А с ними изменились потребности и приоритеты. Если раньше, чтобы выжить, в селе была нужна корова, то сейчас — транспорт! Без него пожилым не добраться до райцентра в больницу, школьникам — в школу, а среднему поколению — на работу.

Асель Аргынбаева. Фото автора

О Асель Аргынбаева

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

x

Check Also

Как работала «скорая» в праздничные дни

Новогодние праздники прошли спокойно. Об этом сообщила старший фельдшер скорой помощи Жайылского района и города ...

МЧС предупреждает: будьте осторожны на водоемах!

Водоемы таят серьезную опасность не только в летний купальный сезон, но и в зимний период. ...

В селе Сосновка отремонтировали детский сад

Министерство финансов КР выделило три миллиона 170 тысяч сомов на ремонт детского сада в селе ...

WhatsApp chat