Прод. 2-ком. кв. в кирп. доме, кв. Западный, 4/27, цена дог., 4 эт., 1 б/з, S-54м2, бр. дв., Интернет, сп. антенна, частично с меб., т. 0550 500376 (379/29-06/10)*****
Дорого прод. 1-ком. квартира в кирп. доме, ул. Бейшеналиевой, цена дог., 104-й серии, 3 эт., S-29 м2, остается все, с ремонтом, сатех. новая, бак, т. 0556 847604 (380/29-06/10)*****
Продается гараж на ул. 40 л/Киргизии, р-н кафе «Ласточка», .т 0555 710811(254/23-30/12)*****
Прод. сарай на 30 голов, есть времянка, сеновал, все новое, цена 20 т/$ (1 млн. 380 т/с), рассмотрю варианты, рассрочка, ул. Кирова, 131, т. 0554 220288(255/23-30/12)*****
Утерянный паспорт на имя Казыбаевой А.Ш., 1978 г/р, просьба вернуть за вознаграждение, т. 0707 429165 (257/23-30/12)*****
Продается 2-ком. квартира, ул. Бейшеналиевой, 24/25, 16500$, 104-й серии, 1 эт., евроремонт, т. 0557 279797, 0700 004979(258/23-30/12)*****
Продается 1-ком. квартира-студия, в кирп. доме, ул. Бейшеналиевой, 23, цена дог., 3 эт., 1 балкон, пластик, потолки, декор. штукатурка, зеркала, счетчики или меняю на 1-ком. кв. в кв. Западный без ремонта, т. 0550 619609, 0555 946115 (259/23- 23/12)*****
Требуется сторож пенсионного возраста, т. 0550 534387 (260/23-30/12)****
Требуется реализатор в продуктовый магазин, т. 0555 439870 (261/23-30/12)****
Срочно продаю контейнер в продуктовом ряду рынка «Эркин», цена 4 т/$ (276 т/с), т. 0776 513153 (263/23-30/12)****
Утерянные документы на а/м «Форд-эскорт», 2000 г/в, S9608А, просьба вернуть за вознаграждение, т. 0705 747161, 0703 833986 (264/4- 11/12)****
Срочно прод. 3-ком. дом, ул. Пограничная, р-н маг. «Колобок», цена 9500$, уч. 11 сот., есть вариант ипотеки, т. 0555 101611, 0507 250908 (265/6-13/12)*****
Продается 2-ком. квартира в кирп. доме, ул. Энергетическая, 3/15, цена 11 т/$, 105-й серии, 5 эт., 1 балкон, незастеклен, т. 0555 410453, 0709 236172 (266/6-13/12)*****
Прод. 3-ком. квартира, р-н мелькомбината, Ж/дорожная, 98/14, цена 20 т/$, 105-й серии, 2 балкона застеклены, 3 эт., есть кондиционер, аристон, частично с мебелью, т. 0709 310633, 0555 967881 (267/6- 13/12)****
Нашедшего диплом и загранпаспорт на имя на имя Макешовой Айнуры просим вернуть за вознаграждение, т. 0778 275919 (268/6- 13/12)*****
Срочно продается 2-ком. саман. дом в с. Калининское, ул. Э. Алыбаева, 167, уч. 11 сот., цена 9500$, т. 0553 288608 (269/7-14/12)****
Продается земельный уч. 24 сот в с. Чалдовар, ул. Смаилова, 24, т. 0556 008485 (270/7- 14/12)****
Продается 4-ком. с/кирп. дом, ул. Ж. Батыра, р-н маг. «Жылдызкан», 30 т/$, уч. 15 сот., 2 вида отопления, баня, времянка, скважина, «кр. книга», торг, удобно под бизнес, т. 0556 045900 (271/7- 14/12)*****
Главная > Образование > Это касается каждого! К чему может привести коррупция в сфере образования

Это касается каждого! К чему может привести коррупция в сфере образования

Школа — это одна из ячеек общества. Что происходит в обществе, то — и в школе. К сожалению, школы тоже заражаются «вирусом коррупции». В последнее время данное явление у нас переросло в значительную проблему.

Коррупционные отношения могут возникнуть в школе на любом этапе: начиная от приема в школу до результатов ОРТ. Головной болью для родителей становится репетиторство и различные дополнительные задания, за дополнительную плату, разумеется.

Что же дает почву для коррупции? Встречаясь и разговаривая с родителями и учителями, собирая материал, начинаешь понимать, что причины кроются в неумении родителей правильно юридически обосновать свои инициативы, педагогическая некомпетентность, амбиции  одних и недопонимание других, в отсутствии объективной открытой информации.

И вот что показывает жизнь.

Многие родители хотят, чтобы их дети занимались дополнительно с учителями. Они собирают деньги и нанимают учителя, который организует обучение, в процессе которого дети получают и совершенствуют знания и навыки. Можно ли в этой практике усмотреть элементы коррупции? Вообще платные дополнительные занятия в школах узаконены.

20 сентября  2011 года было утверждено постановление Правительства КР №563 «Положение о дополнительных образовательных услугах в общеобразовательных организациях». 5 июля 2014 года была принята новая редакция Постановления.

И, по мнению юриста, если требуемые суммы соответствуют установленным, они вносятся на счет школы, учителя платят налоги с дополнительно получаемой зарплаты, и если качество труда соответствует  родительским ожиданиям и все финансовые движения прозрачны, то здесь коррупции нет. Другое дело, если перечисленные условия нарушены. Тогда могут возникнуть различные коррупционные элементы, особенно когда родители готовы заплатить наличными различные суммы за одну и ту же работу или за работу, которая не будет выполнена.

Оплата в разной форме может производиться и за незаконные действия – выдача документов, завышение оценок, помощь в сдаче экзамена и т.д. В основе этих действий —  коррупция. Факты коррупции сложно доказуемы. У каждого родителя в голове мысль: «А вдруг администрация школы меня «вычислит» и все мои действия и разговоры отразятся на детях?»

Уважаемые родители! Помните, что выплаты крупных денежных средств наличными директору школы или преподавателям являются нарушением закона. А как же быть в случае, если вы дарите любимому педагогу коробку конфет или большой букет цветов, который по нынешним временам может стоить весьма недешево?

Но тут, по мнению сотрудников правоохранительных органов, имеются свои особенности: «Ваши личные взаимоотношения с учителями или директором на бытовом уровне касаются только вас лично. Но вы должны помнить  и понимать, что существует тонкая грань между коррупцией, поборами в школе и материальной добровольной финансовой помощью классу  и детям.  Самое главное, чтобы не было коррупционной составляющей, перед вами должны отчитаться, как и куда были потрачены ваши деньги».

Когда же появились коррупционные явления в школе? Сегодня или двадцать-тридцать  лет назад? Среди различных групп экспертов гражданского сектора сложилось устойчивое мнение: «Стоит только усилить и улучшить финансирование школ и учителей, так тут же вся коррупция исчезнет сама собой. По их мнению, все коррупционные явления возникли с переходом экономики государства на капиталистические рельсы. А в советской школе не было такого явления».

К сожалению, ошибаются господа «общественные эксперты». И вот почему. Следует отметить, коррупция всегда сопряжена с разной формой насилия. Чаще всего психоэмоционального насилия, когда есть злоупотребление своим должностным положением с целью своего обогащения и наживы. Или злоупотребление доверием. И вот пример.

Когда я 40 лет назад учился в четвертом классе в одной из школ города Кара-Балта, у нас был классный руководитель, женщина очень энергичная, целеустремленная и волевая. Прекрасный организатор. Только был у нее один пунктик… Очень она желала, чтобы все учащиеся того класса, где она являлась классным руководителем, в обязательном порядке посещали «группу продленного дня». Для тех, кто не в курсе, сделаю небольшой исторический экскурс. В советской школе практиковались так называемые «группы продленного дня» для учащихся младших классов и среднего звена. Дело в том, что при советской власти оба родителя ежедневно были заняты на производстве с восьми до семнадцати часов, а многие и позже. Покинуть свое рабочее место в рабочее время, чтобы присмотреть за ребенком, было нереально, и считалось административным правонарушением со всеми вытекающими последствиями.

Но Советское государство было мудрым, поэтому в школах были открыты группы продленного дня, где перед или после занятий дети находились в школе – делали уроки, обедали, вместе играли или посещали культурно-воспитательные мероприятия. Подчеркну, что пребывание в группе продленного дня — «продленке» — не было обязательным.

Но я как человек ответственный и вполне самостоятельный в четвертом классе делал уроки сам и ко второй смене шел на занятия в школу. Посещать группу продленного дня не было необходимым. Но классный руководитель популярно объяснила моим родителям, что нельзя отрываться от коллектива, надо с детства воспитывать в ребенке чувство коллективизма. Родители пожали плечами, мол, мы не против, пусть он сам решает. Но я не хотел. Тут классный руководитель пошла ва-банк: объяснила всем детям в классе, что я выступаю против всего коллектива. Пришлось мне подчиниться мнению класса. Таким образом, авторитет классного руководителя перед руководством школы еще больше укреплялся. Еще бы, педагог сумел наладить 100% посещаемость группы продленного дня учащимися своего класса.

Так в  чем же здесь коррупция, спросите вы? Все так прекрасно  и правильно! Оказалось, ларчик просто открывался. В «продленке» были предусмотрены горячие обеды, очень хорошего качества, из трех блюд. Стоили они три пятьдесят в неделю. И каждый учащийся должен был сдавать данную сумму еженедельно.

Но не все учащиеся обедали. Из тридцати человек в классе обязательно несколько человек отсутствовали по разным причинам, а обеды их оставались нетронутыми. И тут появлялась наша классная дама с походными термосами и собирала всю оставшуюся еду себе. Ее можно было понять. Зарплата педагога была небольшой, а наши обеды позволяли экономить деньги и кормить ужином  или обедом мужа и детей.

Но если разобраться с ситуацией с позиции дня сегодняшнего, то это является коррупционной составляющей получения дополнительных благ за счет детей.

В общем, не сложились у меня отношения с классным руководителем, и родители перевели меня в другой класс, где посещение «продленки» не было обязательным, а затем и в другую, специализированную школу.

А там я познакомился с другим «пунктиком» — дополнительными занятиями по математике, физике и разным физико-математическим дисциплинам за деньги.

Почему-то нам сразу внушили мысль, независимо от нашего склада характера,  — гуманитария, математика, любителя естествознания и т.д., что мы не можем освоить столь объемные и важные физико-математические дисциплины на уроках и поэтому должны все посещать дополнительные часы занятий. Это все делалось для того, чтобы мы могли поступить в высшие учебные заведения.

Официальная оплата учителю в то время за дополнительные часы набиралась из различных ставок оплаты кружковой, факультативной  работы и т.д.

Тогда еще законодательно не были прописаны различные денежные сборы с родителей. Но, и об этом я узнал позже, много лет спустя, инициативная группа родителей собирала деньги, где-то по рублю за занятие, и оплачивала любимому педагогу дополнительные услуги. Отдельно делались дорогие подарки избранным учителям. Естественно, это накладывало отпечаток на систему отношений «ученик – учитель». Те учащиеся, чьи родители имели возможность «отметиться», были на хорошем счету. Те, кто не понимал или не хотел понимать, что от них требуется, подвергались различным дисциплинарным взысканиям. Я не вписался в систему,  и поэтому мне, гуманитарию по складу ума, учиться было очень сложно.

Сегодня отношения в школе капитализировались. Законом закреплено добровольное право родителей по своему усмотрению выбирать  для своих детей дополнительные уроки и платить за эти занятия. Цены утверждены Министерством образования и науки  КР совместно с Антимонопольным комитетом. Но то, что хорошо на бумаге, на практике выглядит чаще всего следующим образом.

На основе собранной из бесед с родителями информации можно вывести некий алгоритм коррупции в школе в действии.

Школьнику вдруг начинают давать огромные по объему задания. И одновременно учитель начинает объяснять, что уровень ребенка недостаточен для обучения, что он не справляется, но ему можно помочь. Для этого надо заниматься дополнительно, за отдельную плату, в коллективе или индивидуально. Сумма варьируется в зависимости от города. В столице подобные занятия дороже, в Кара-Балте – дешевле. Поддастся родитель заявлению со стороны учителя, заплатит деньги — оценки у ребенка станут выше. «Конфликт будет исчерпан. Проблема решена», – так думают родители, заплатившие за дополнительные занятия.

Но как же они ошибаются… Проблемы только начинаются. Сразу отмечу, что не во всех школах города существуют элементы коррупции. Но присутствие ее элементов родители могут определить самостоятельно.

Вот что рассказали супруги Ж-вы, жители г. Кара-Балта: «Сначала наш учитель стал  говорить, что у нашей дочери слабые знания по предмету, поэтому ей нужны дополнительные занятия. Когда же мы объясняли, что наша дочь уже занимается по данному предмету с педагогом-репетитором и, по мнению педагога, показывает успехи, нам доказывали, что нет, потому что не с тем педагогом она занимается… В конце концов дошло до того, что  нашу дочь начали противопоставлять школьному коллективу, буквально устроили травлю ребенка.

Естественно, все это начало отражаться на поведении дочери, у нее пропал интерес к учебе, она стала нервной, любой разговор о школе вызывал негативные эмоции.

Понимаю, что с ребенком может случиться беда, мы взяли и перевели дочь в частную школу. И все наладилось».

Кстати, я знаю еще нескольких родителей, которые из-за подобной ситуации готовы уже отдать детей в частные школы. Единственное, что сдерживает их, – это недостаток информации о деятельности частных школ в г. Кара-Балта.

«Мы готовы хоть сегодня отдать своих детей в частные школы, — говорят родители. — Но хотели бы больше знать о методиках преподавания, обучении,  перспективах, различных бонусных скидках в частных образовательных учреждениях».

Можно ли преодолеть коррупцию в школе, оградить наших детей от психоэмоционального насилия разных видов?

Естественно, полностью уйти от коррупционных составляющих самого явления невозможно, так как они зависят от множества факторов. Но попытаться все равно необходимо. Для этого нужно сделать все школьные процессы прозрачными и объяснимыми с точки зрения педагогики, а финансовые движения в школах доступными для понимания родителей.

К примеру, можно установить в школах камеры видеонаблюдения с выходом в Интернет. Таким образом, родители в любой момент могут проверить – на уроках ли их чадо или где-то еще? Можно в любой момент проконтролировать учителя, ведет ли он должным образом уроки или, «загрузив класс переписыванием учебника» — это называется «Пишите конспект», отправился по своим делам.

И главное, можно вести мониторинг, сколько и о чем спросили на уроке вашего ребенка, как он отвечает, как он ведет себя, корректны ли отношения учитель-ученик друг к другу и многое другое.

Это позволит составить общую объективную картину происходящего в школе и не позволит недобросовестным людям манипулировать сознанием родителей и учащихся.

Можно таким образом разобрать любой школьный конфликт, понять, кто прав, а кто виноват, и сделать конкретные выводы.

Следует отметить, что примеры работы в данном направлении в нашем городе уже имеются. В одной из школ города Кара-Балта участились карманные кражи и кражи личных вещей из школьной раздевалки. Администрация школы установила в раздевалке камеры видеонаблюдения. Кражи прекратились.

И пример обратный. К администрации одной из школ города обратились родители с предложением установить в некоторых классах видеонаблюдение для более «объективного освещения процесса образования». Что вы думаете? Администрацией школы им было в этом отказано. Так что, делайте выводы, уважаемые родители…

Все зависит от нас. Если мы будем активно противодействовать коррупции в школьных  коридорах, то сможем облегчить жизнь своих детей. Помните, коррупция убивает в обществе всякую мораль, разлагая любые нравственные, законодательные, духовные основы общества.

Мы не ставим целью публикации обвинить кого-либо в коррупции. Мы хотим вызвать широкую дискуссию в обществе с привлечением учителей, родителей, самих школьников для того, чтобы не допускать в дальнейшем проявления коррупции в школах города Кара-Балта.

Можно, конечно, оставить ситуацию такой, какова она сегодня в Кыргызстане. Но что мы получим в итоге? Детей, психологически и духовно искалеченных, искренне верящих в одно – за деньги можно все, нет закона и нет морали.

Сегодня можно сделать вид, что сложившаяся в школе система всех устраивает. Но чем это грозит нашему обществу?

У входа в Стелленбосский Университет (ЮАР) висит следующее сообщение:

«Уничтожение любой нации не требует атомных бомб или использования ракет дальнего радиуса действия. Требуется только снижение качества образования и разрешение обмана на экзаменах учащимися.

Пациенты умирают от рук таких врачей. Здания разрушаются от рук таких инженеров. Деньги теряются от рук таких экономистов и бухгалтеров. Справедливость утрачивается в руках таких юристов и судей.

Крах образования – это крах нации».

Максим Клименко

О Максим Клименко

1 комментарий

  1. Тем, кто входит в группы риска, надо посещать врача минимум раз в год и проверять артериальное давление, но при этом следить, чтобы соблюдались правила такого измерения. Если на приёме окажется, что показатели говорят о заболевании, стоит купить домашний тонометр. Правда, чрезмерно увлекаться измерением давления дома не стоит: нужной информации для врача это не даст, зато может привести к психологической зависимости, так называемому  неврозу навязчивого измерения давления . 

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

x

Check Also

Мужество остается в веках

5 ноября 2018 года в г. Кара-Балта на базе средней школы №5  прошла военно-патриотическая игра. ...

Памятная дата: Дни истории и памяти предков

Вот уже второй раз за историю нашего суверенного государства мы отмечаем Дни истории и памяти ...

Нападение волков и шакалов на домашних животных в Кыргызстане все больше выходит из-под контроля

Нападение волков и шакалов на домашних животных в Кыргызстане – реальная проблема. Если судить по ...

WhatsApp chat