Главная > Уроки истории > Памятная дата: Дни истории и памяти предков

Памятная дата: Дни истории и памяти предков

Вот уже второй раз за историю нашего суверенного государства мы отмечаем Дни истории и памяти предков.

Напомню, что 26 октября 2017 года экс-президент Кыргызской Республики Алмазбек Атамбаев подписал Указ «Об установлении Дней истории и памяти предков». Таким образом в Кыргызской Республике появился новый праздник – День истории и памяти предков, и отмечается он два дня — 7 и 8 ноября. До этого (сто лет) 7 ноября отмечали как День Великой Октябрьской социалистической революции. Хочу отметить для исторической точности, что до середины 30-х годов XX века большевистское правительство отмечало этот день как День октябрьского вооруженного переворота.

Полностью с Указом Президента Алмазбека Атамбаева может ознакомиться любой желающий на одном из Интернет-сайтов. Следует отметить, что в своем Указе экс-президент подчеркнул роль Великой Октябрьской социалистической революции, но призвал избавиться от идеологических рамок при дальнейшей оценке исторических фактов и событий.  И в этом он, безусловно, прав. В свою очередь граждане Кыргызстана, простые люди не поняли, почему праздник Октябрьской революции заменили  как бы на праздник, но на совсем другой – Дни памяти предков.

Людей можно понять. Перемены всегда пугают, особенно если они касаются мироустройства и мироощущения. Любому человеку, чтобы ощущать себя гражданином, необходимо понимать идеологию того государства, в котором он живет. Людям просто предварительно не объяснили, почему необходима корректировка идеологических ориентиров. Итак,  чтобы понять день сегодняшний, давайте вспомним.

Царская власть на земле кыргызов просуществовала почти шесть десятков лет. Народ Кыргызстана принял новую власть, которая пришла в Кыргызстан с февралем 1917 года. В это время в Российской империи произошла буржуазно-демократическая революция, в результате которой император России Николай II добровольно отрекся от престола. Правление династии Романовых, длившееся более 300 лет, закончилось. Но после Февральской буржуазно-демократической революции ситуация на земле Ала-Тоо оставалась  очень напряженной, много серьезных общественных проблем требовали решения. Представители Временного правительства не сумели реализовать свою власть  в Кыргызстане, и уставший и измученный войной народ Кыргызстана откликнулся на лозунги большевиков о мире, земле и праве на национальное самоопределение. Большевистский декрет «О мире» был первым законом, принятым властью Советов. Декларацией прав народов России, принятой после победы Октябрьской революции 7 ноября 1917 года, были провозглашены равенство всех народов, населявших в то время Российскую империю. Также этим документом подтверждалось право любого народа на самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного государства.

Что дала Октябрьская революция народу Кыргызстана? Несомненно, государственность! В исторической памяти кыргызского народа осталось важнейшее историческое  направление – от 1924 года к 1991.

За годы Советской власти Киргизская Советская Социалистическая Республика  превратилась в современное государство с развитой промышленностью и сельским хозяйством. В обществе присутствовал высокий уровень образования и культуры. Выросло целое поколение кыргызской интеллигенции. Имя Чингиза Айтматова известно всему миру.

За годы Советской власти в Кыргызстане были созданы наука, искусство, агропромышленность, современная медицина, культура, построены десятки городов и тысячи предприятий. Статус союзной республики в составе братской семьи народов СССР во многом способствовал этому.

Наше общее социалистическое прошлое дало почву в деле современной консолидации кыргызского общества, создания кыргызской нации.

По моему глубокому убеждению, Советский Союз не был «империей зла», как его охарактеризовали экс-президент США Рональд Рейган и экс-госсекретарь Збигнев Бзежинский. А Кыргызстан не был никогда колонией — ни при царизме, ни при Советской власти.

Союз с Россией, дружеские связи и отношения, оставшиеся после распада СССР в 1991 году, могут служить примером для многих стран ближнего и дальнего зарубежья на постсоветском пространстве. И эти добрососедские отношения способствовали тому, что Кыргызстан в XI век вошел суверенным государством, со своей историей, экономикой и политикой, с единым многонациональным сообществом народов-граждан Кыргызстана.

Мы с  благодарностью должны помнить о тех людях, чьими знаниями и трудами создавались исторические этапы на пути нашей независимости. Это были масштабные личности, которые действительно служили своему народу: Абдыкерим Сыдыков, Юсуп Абдрахманов, Торекул Айтматов, Исланалы Айдарбеков, Баялы Исакеев, Эркинбек Эсенаманов, Касым Тыныстанов и многие другие.

Но революции имеют свойство уничтожать своих сыновей и дочерей. В годы массовых репрессий захоронения в Чон-Таше черным пятном легли на нашу историю. Имена многих репрессированных канули в лету, потому что долгие годы были под запретом. А кто вспомнит о них? Только мы, нынешнее поколение, можем воздать достойную память их великим поступкам и именам.

В то же время следует отметить, что действия Советской власти иногда расходились с лозунгами, и в Ферганской долине в феврале 1918 года произошли первые выступления против большевиков. В 1918 году пламенем восстания против Советов был охвачен Беловодск. В течение 6 лет вблизи г. Ош и на юге Кыргызстана действовали басмаческие отряды Курширмата и Мадаминбека. Политическая борьба привела к немалым жертвам.

Многие люди, исторические деятели погибли во время тоталитарного режима, многие в политической борьбе – большевики и сторонники царя, националисты и интернационалисты, басмачи и красноармейцы. Все они своей жизнью и борьбой способствовали становлению и развитию кыргызского государства в той или иной степени.

Поэтому  было бы исторически несправедливо помнить и превозносить одних героев Октябрьской революции и незаслуженно подвергнуть забвению других, к примеру, участников и основоположников Февральской революции, социал-демократов, духовные ценности которых пропагандируются в современном демократическом обществе.

Простые люди гораздо раньше государственных мужей поняли процессы, происходящие в обществе. Показателен пример из нашей с вами жизни. Мой друг-кыргыз Куванычбек Ж., житель одного из предгорных сел Жайылского района, обратил мое внимание на одно из фермерских хозяйств, когда мы проезжали по его селу. «Знаешь, чей это дом?» — спросил он меня. И тут же сам ответил: «Одного из уважаемых людей. А его отец скрывался в горах в годы Отечественной войны».

И вот что он рассказал: «Отец его (имя называть не будем) 18-летним юношей был призван на военную службу чуть ли не в последние дни мая 1945 года. Он был единственным кормильцем у больной матери, но в военкомате этот факт почему-то не учли. Призвали. Парнишка очень переживал за мать, не выдержал и сбежал с призывного пункта, потом спрятался в одном из горных ущелий Жайылского района. Через пару недель специальный наряд милиции его выловил.

Потом был трибунал. Но война закончилась, парню дали всего 15 лет. В родное село он вернулся через семь лет. Помогла бериевская амнистия 1953 года. Мать умерла. Парень всю жизнь работал в колхозе. Жил тихо. Вырастил и воспитал пятерых детей, которые сегодня своим трудом славят Кыргызстан».

Затем Куванычбек, немного помолчав, спросил меня: «Так вот, скажи мне, как его судить спустя десятки лет, особенно после того, как он искупил свои ошибки? Разве он не имеет права на понимание и прощение? Разве не имеют права на понимание и память тысячи простых кыргызов, принимавших участие в восстании 1916 года?».

Да, в обществе сегодня произошла смена нравственных ориентиров и принципов мироустройства. Однако определенные категории в общественном сознании все же остаются неизменными. И мы имеем полное право гордиться своей историей.

Максим Клименко

О Максим Клименко

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

x

Check Also

В сети появились рыбацкие байки о Кара-Балте — разберемся, где правда, а где ложь

16 января 2019 года на некоторых Интернет-сайтах появилось сообщение о том, что «Около г. Кара-Балта ...

На окраинах города Кара-Балта появились волки

На окраины города Кара-Балта в поисках пищи стали захаживать волки с предгорий. Их следы были ...

Забытый праздник: Святки

Как показал опрос населения, в г. Кара-Балта мало кто сейчас помнит, чем знаменательны дни от ...

WhatsApp chat