Прод. 2-ком. кв. в кирп. доме, кв. Западный, 4/27, цена дог., 4 эт., 1 б/з, S-54м2, бр. дв., Интернет, сп. антенна, частично с меб., т. 0550 500376 (379/29-06/10)*****
Дорого прод. 1-ком. квартира в кирп. доме, ул. Бейшеналиевой, цена дог., 104-й серии, 3 эт., S-29 м2, остается все, с ремонтом, сатех. новая, бак, т. 0556 847604 (380/29-06/10)*****
Продается гараж на ул. 40 л/Киргизии, р-н кафе «Ласточка», .т 0555 710811(254/23-30/12)*****
Прод. сарай на 30 голов, есть времянка, сеновал, все новое, цена 20 т/$ (1 млн. 380 т/с), рассмотрю варианты, рассрочка, ул. Кирова, 131, т. 0554 220288(255/23-30/12)*****
Утерянный паспорт на имя Казыбаевой А.Ш., 1978 г/р, просьба вернуть за вознаграждение, т. 0707 429165 (257/23-30/12)*****
Продается 2-ком. квартира, ул. Бейшеналиевой, 24/25, 16500$, 104-й серии, 1 эт., евроремонт, т. 0557 279797, 0700 004979(258/23-30/12)*****
Продается 1-ком. квартира-студия, в кирп. доме, ул. Бейшеналиевой, 23, цена дог., 3 эт., 1 балкон, пластик, потолки, декор. штукатурка, зеркала, счетчики или меняю на 1-ком. кв. в кв. Западный без ремонта, т. 0550 619609, 0555 946115 (259/23- 23/12)*****
Требуется сторож пенсионного возраста, т. 0550 534387 (260/23-30/12)****
Требуется реализатор в продуктовый магазин, т. 0555 439870 (261/23-30/12)****
Срочно продаю контейнер в продуктовом ряду рынка «Эркин», цена 4 т/$ (276 т/с), т. 0776 513153 (263/23-30/12)****
Утерянные документы на а/м «Форд-эскорт», 2000 г/в, S9608А, просьба вернуть за вознаграждение, т. 0705 747161, 0703 833986 (264/4- 11/12)****
Срочно прод. 3-ком. дом, ул. Пограничная, р-н маг. «Колобок», цена 9500$, уч. 11 сот., есть вариант ипотеки, т. 0555 101611, 0507 250908 (265/6-13/12)*****
Продается 2-ком. квартира в кирп. доме, ул. Энергетическая, 3/15, цена 11 т/$, 105-й серии, 5 эт., 1 балкон, незастеклен, т. 0555 410453, 0709 236172 (266/6-13/12)*****
Прод. 3-ком. квартира, р-н мелькомбината, Ж/дорожная, 98/14, цена 20 т/$, 105-й серии, 2 балкона застеклены, 3 эт., есть кондиционер, аристон, частично с мебелью, т. 0709 310633, 0555 967881 (267/6- 13/12)****
Нашедшего диплом и загранпаспорт на имя на имя Макешовой Айнуры просим вернуть за вознаграждение, т. 0778 275919 (268/6- 13/12)*****
Срочно продается 2-ком. саман. дом в с. Калининское, ул. Э. Алыбаева, 167, уч. 11 сот., цена 9500$, т. 0553 288608 (269/7-14/12)****
Продается земельный уч. 24 сот в с. Чалдовар, ул. Смаилова, 24, т. 0556 008485 (270/7- 14/12)****
Продается 4-ком. с/кирп. дом, ул. Ж. Батыра, р-н маг. «Жылдызкан», 30 т/$, уч. 15 сот., 2 вида отопления, баня, времянка, скважина, «кр. книга», торг, удобно под бизнес, т. 0556 045900 (271/7- 14/12)*****
Главная > Образование > В селе Сосновка школа для детей с ограниченными возможностями здоровья на грани закрытия

В селе Сосновка школа для детей с ограниченными возможностями здоровья на грани закрытия

В селе Сосновка Жайылского района за свое существование борется школа,  где бесплатно обучаются дети-инвалиды. Но как бы бесконечные сложности и препятствия не ударили по рукам инициаторов открытия этого учебного заведения?!

Ровно год назад в селе Сосновка торжественно открыли «Школу неограниченных возможностей» для обучения детей-инвалидов с диагнозами ДЦП, аутизм разных форм сложности. Некоторые из этих детей раньше находились на домашнем обучении, другие перевелись из обычной школы по рекомендации педагогов. Учителя и воспитатели этой школы, казалось, смогли сделать невозможное — ранее неподдающиеся учебе дети начали осваивать школьную программу — запоминать цифры, складывать слоги, а также  учиться ухаживать за собой. Главной целью внеучебной программы является снижение опеки над детьми со стороны родителей, чтобы дети были более самостоятельными. Глядя на такие колоссальные подвижки, у родителей появилась вера и надежда, что у детей с ограниченными возможностями здоровья вырасти полноценными людьми шанс все-таки есть. Школу для детей-инвалидов открыл Фонд «ЯВНА», учредители которого известны во всем Кыргызстане тем, что воспитывают 29 приемных детей. Эти люди взяли на себя обязанность привозить детей, предоставлять кабинеты для уроков, заниматься организационными вопросами по учебе, кормить учеников обедом и завтраком, а потом отвозить домой. Всего школа набрала 24 ученика из Жайылского и соседних районов. В прошлом году она была закреплена за Сосновской средней школой. В прошлом году для обучения детей-инвалидов выделили трех учителей. Этих педагогов сначала обучили тонкостям общения с особенными детьми, и только потом они приступили к работе.

В позапрошлом номере газеты мы рассказывали о том, что в «Школе с неограниченными возможностями» появилась серьезная проблема — двух из трех учителей из этой школы забрали. А оставшемуся учителю Аэлите Набиулиной сообщили, что ей будут платить за полставки, т.к. она работает не по своему основному предмету.

Мы отправились в село Сосновка в «Школу неограниченных возможностей», чтобы познакомиться, чем живет учебное заведение, кто здесь обучается, и поговорить с руководством школы о проблемах и перспективах на будущее.

До школы добраться непросто

От главной улицы села Сосновка извилистая дорога вниз, местами в глубоких ямах (сколько было просьб их засыпать!), ведет к небольшому зданию. Пока едем, слушаем рассказ о том, что идея открыть школу для инвалидов появилась  после двух случаев в жизни супругов самой большой семьи в Кыргызстане Вадима Яшина и Натальи Аслаповской. Несколько лет назад Наталья Борисовна сломала коленку, и ей пришлось какое-то время передвигаться на инвалидной коляске. Она поняла, как тяжело быть инвалидом, когда каждую минуту нуждаешься в посторонней помощи.

«Потом нам было нужно найти нуждающегося человека, чтобы отдать инвалидную коляску. Мы поискали среди своих близких и знакомых и поняли, что мы с такими людьми совсем не работаем. И среди наших детей нет инвалидов. Мы нашли нуждающегося в инвалидном кресле — это был мужчина 30 лет. Навестили его и узнали, что он за свою жизнь практически никуда не выезжал из дома, ни с кем не общается, кроме узкого круга своей семьи. И для него было большой радостью, что его кто-то навестил, с ним поговорил, его выслушал. Скорее всего то же самое происходит с маленькими детьми. Представили, как непросто приходится их родителям, которые «привязаны» к детям. Мы решили, что необходимо обязательно открыть какое-то учреждение, чтобы заниматься детьми-инвалидами. Как раз в этот период руководитель подобной школы, существующей в с. Васильевка уже 6 лет, искала людей, чтобы открыть в г. Шопоков такую же школу. А мы решили, что лучше открыть эту школу в своем регионе, перенять опыт Васильевки, найти в районе детей, нуждающихся в особом подходе в обучении и общении. На тот момент мы даже не представляли, что будет столько желающих здесь учиться!» — поделился Вадим Яшин.

А вот и сама «Школа неограниченных возможностей». На вид это обычный дом. Здесь планировалось открыть центр реабилитации женщин, пострадавших от семейного насилия, а потом решили открыть школу для детей-инвалидов, поняв, что в этой сфере проблем еще больше. Чаще всего дети-инвалиды находятся на обучении дома, они практически ни с кем из сверстников не общаются. В результате дети замкнуты и практически социально не адаптированы, и многие из них обречены всю жизнь находиться на чьем-то попечительстве. А в этой школе они могут не только обучиться грамоте, но и получить профессию.

«Мы были на семинаре в Москве и там узнали случаи, когда дети-инвалиды 11 лет зарабатывали больше, чем взрослые, потому что освоили профессию, требующую усидчивости, например, были переводчиками, бухгалтерами, специалистами по работе с компьютерными программами. Т.е. вполне возможно, что и наши дети будут востребованными специалистами. Сегодня приезжала массажистка, чтобы обучать наших воспитателей делать оздоровительный массаж. Так дети 15-16 лет очень заинтересовались и изъявили желание научиться делать массаж. Т.е. перспектив много, только этим нужно заниматься, не бросать таких ребят и их родителей на произвол судьбы», — рассказала Наталья Аслаповская.

Необычные ученики. История №1 

Самаган Эралиева, много лет проработавшая учителем математики, в «Школу неограниченных возможностей» водит своего внука. Вместе с ним она каждый день приезжает в село Сосновка на школьном бусе, оставляет мальчика на занятиях, а к 16 часам ждет Атая дома. У нее внуки-близнецы — Атай и Тагай. До 5 лет Атай был здоровым ребенком, потом у него случился ишемический инсульт. Почему это произошло, медики так и не установили — с детства у ребенка было внутричерепное давление. В обычной школе Атай учился до 5 класса, а потом был отправлен на домашнее обучение.

«Были и проблемы с поведением у ребенка. Атай по натуре очень дружелюбный и общительный, но если кто-то из сверстников не отвечает ему взаимностью, сильно переживает, и появляется агрессия. В этом коллективе он изменился. Дети с недугами умеют жалеть и сочувствовать. В этом большая заслуга учителей. Дети их настолько полюбили, что все каникулы очень ждали встречи с педагогами. Но вот начался учебный год, и мы узнаем, что двух учителей — Назиру и Даражан — у нас забрали. Мне кажется, что детей-инвалидов должны учить самые лучшие преподаватели», — сказала женщина.

История №2

У жительницы села Чалдовар Панфиловского района Бактыгуль Расуловой  в «Школе неограниченных возможностей» обучаются двое детей. Старшему ее сыну 29 лет, а младшим двойняшкам — сыну Эрмеку и дочери Бермет — скоро исполнится по 16, они инвалиды с диагнозом ДЦП. Когда младшим детям было по 3 года, умер их отец. Поэтому детей Бактыгуль растила сама.

«Мои младшие сын и дочь на инвалидных колясках, поэтому у меня не было возможности работать. Мы все это время жили на социальные пособия детей в размере 3 тысячи сомов на каждого. Дети были на домашнем обучении. Они очень общительные и любознательные, легко идут на контакт, но наши школы не приспособлены к тому, чтобы там обучались колясочники. Сын Эрмек увлекается футболом — он знает всех известных спортсменов, следил за Чемпионатом мира по футболу. С мальчиками в этой школе он играет в футбол — на инвалидной коляске стоит на воротах. Бермет мечтает стать актрисой. Она много читает и смотрит индийские  сериалы. Когда мы пришли в эту школу, то дети впервые побывали перед Новым годом в Бишкеке на главной площади, а летом ездили на Иссык-Куль», — рассказала мама детей Бактыгуль.

О школе, где учатся дети-инвалиды, Бактыгуль узнала от своей подруги из г. Кара-Балта. Сразу же приехала в Сосновку, чтобы поговорить с руководителями Фонда «ЯВНА». Выяснилось, что школьный автобус приезжает за детьми только в г. Кара-Балта и близлежащие села, а до Чалдовара не едет. Но желание обучаться в этой школе оказалось сильнее. Тогда Бактыгуль устроилась на работу в эту школу воспитателем и стала искать съемное жилье. После неудачных попыток найти дом ей предложили жить в новом доме Фонда «ЯВНА», недалеко от школы.

«Для нас это единственная возможность, чтобы дети чему-то научились и развивались. У них было надомное обучение — два раза в неделю по 2 часа. Кроме меня, они никого почти не видят. Они смышленые, тянутся к знаниям и учебе. Поэтому я была готова на все, чтобы Эрмек и Бермет оставались в этой школе», — сказала Бактыгуль.

Комнату семейству выделили со всеми удобствами, признается женщина. Здесь они живут всю неделю, а на выходные едут в родное село Чалдовар. «Она – просто герой», — говорят о Бактыгуль в школе. А недавно женщина взяла в свою семью инвалида-сироту.

«В школу как-то приходил знакомый — Сергей, с которым мы раньше вместе работали. Я знала и его жену Эльмиру-эже. Они с женой воспитывали внука Темирлана 10 лет, у которого диагноз «аутизм». Год назад у этого мальчика умерла бабушка, а чуть позже и дедушка. У Темирлана есть дядя. Я к нему подошла и спросила, может, возьму опекунство над мальчиком. Я живу при этой школе, у меня двое детей тоже инвалидов, которые не ходят, но Темирлану они могут помогать развиваться творчески и делать домашние задания. А Темирлан помогает мне ухаживать за моими детьми. Я оформила над ним временное опекунство. Я не считаю свой поступок особенным. Мне просто повезло, что я живу при школе для инвалидов и здесь есть возможность ухаживать за этим мальчиком», — рассказала Бактыгуль.

Школа не резиновая. Что делать?

О том, что посещение школы идет на пользу детям, говорят все родители. Вот только разместить всех желающих учиться в небольшом здании невозможно. Несколько раз руководство Фонда «ЯВНА» обращалось в Министерство образования и науки КР с просьбой отдать пустующее здание бывшей санаторной школы в с. Сосновка. На это имеется и письмо от имени акима нашего района.

Вот уже несколько лет пустуют здания и корпуса бывшей санаторной школы-интерната в селе Сосновка. Согласно постановлению правительства об оптимизации работы интернатных учреждений, в Жайылском районе закрыли два — в селах Орто-Суу и Сосновка. Дальнейшая судьба ни одного из этих учреждений еще не решена. О Сосновском интернате говорили, что здесь то лицей платный откроют, то пекарню. Но пока в спальном корпусе живут несколько семей, не имеющих собственного жилья. Если заглянуть в прошлое, то в годы Великой Отечественной войны здесь был детский дом. И место проектировщики для него выбрали не случайно — рядом трасса, чистый предгорный воздух, отличный микроклимат, огромное количество хвойных и других целительных деревьев.

«Здесь жили, учились и проходили реабилитацию дети, перенесшие легочные заболевания, в том числе и туберкулез. Сейчас территория заброшена, рядом проходит канал с водой, но никто деревья не поливает, они высыхают, сухостой проживающие здесь люди пилят на дрова. За всем нужно следить, но никому это не нужно. Посмотрите спальный корпус: относительно новое,  добротное здание, просторные комнаты, но и в нем  потолок обваливается. А здесь можно было  использовать каждый метр для благого дела. Нам бы очень подошло то, что здесь одноэтажная школа, легко было бы доставлять в кабинеты детей-колясочников, есть спортплощадка — детям-инвалидам это очень нужно. У нас есть мечта открыть спортивные секции для паралимпийцев. Может, кто-то и добьется успехов в спорте. Если бы удалось нам сюда перебраться, то можно было бы сделать корпус для родителей, открыть производственные цеха и дать им возможность зарабатывать себе на жизнь. И тогда нам не нужны были бы повара и другой обслуживающий персонал — эту работу родители делали бы сами. Мы не просим денег, нам нужно только место для того, чтобы открыть базу, где бы дети-инвалиды могли бесплатно обучаться в учебное время, а летом для них открыли бы детский лагерь, волонтерский центр и многое другое», — сказала Наталья Аслаповская.

Тысячи мелочей организационной работы приходится выполнять коллективу, который отважился взять на себя сложную и ответственную работу по обучению детей-инвалидов. Возьмем один пример: чтобы доставить детей-инвалидов на учебу, собрать их и потом развезти по домам, водитель школьного буса проезжает ежедневно 153 км. Это тот самый бус, который был подарен Фонду «ЯВНА» экс-президентом А. Атамбаевым. Проезжая по ухабистым дорогам, маршрутка периодически ломается. Так было и в начале той недели. Чтобы не срывать учебный процесс, пришлось нанимать другой бус за 3 тысячи сомов ежедневно. Но мир не без добрых людей. В г. Кара-Балта нашлись мастера СТО, которые взяли шефство над техническим состоянием буса и ремонтируют его бесплатно. Сейчас у Фонда «ЯВНА» есть еще одна цель — приобрести большой бус, чтобы он был приспособлен для перевозки детей на инвалидных колясках.

Заключение

Закончить статью хочется словами педагога Вадима Яшина, который разъяснил, почему в нашем обществе на практике так тяжело организовать социальное учреждение, такое как школа для детей-инвалидов.

«Я прекрасно понимаю, почему возникает столько проблем, – это новый тип школы, непривычная модель. Эти школы нельзя адаптировать под Запад, там другое общество. У нас должен быть свой путь, и он только один, чтобы мы всего добивались вместе с родителями. На сегодня важно, чтобы дети увидели вокруг себя треугольник – родители, школа, дети. И к концу года дети уже становятся самостоятельными. Вы представляете, а каково матери ребенка-инвалида? У нее нет времени на многие дела, я уже не говорю, что ей просто хочется отдохнуть, посмотреть фильм, уделить хоть немного внимания себе. Наша цель — создать условия для дневного пребывания детей-инвалидов в центре, где с ними будут заниматься и обучать. Нас сложности не остановят, потому что мы получили очень большое вдохновение, когда собирали желающих для учебы в школе и посетили детей-инвалидов на дому. У них была такая радость, что на них обратили внимание не формально и не для того, чтобы составить форму заболевания, а что там этого ребенка ждет семья. В школе у нас одна большая семья. У детей радость от того, что они двигаются по городу, видят людей. Единственное, чего мы не знали, это сколько у нас детей-инвалидов. У нас есть приемные и свои дети. И когда впервые детей-инвалидов привезли в дом, наши дети сказали, что у них появилось желание помогать нуждающемуся человеку. И тогда я понял, что воспитать в здоровых детях чувство сострадания и понимания проблем людей с ограниченными возможностями здоровья, возможно, и есть наивысшая педагогика», — сказал Вадим Яшин.

Ответ отдела образования по ситуации с учителями в «Школе неограниченных возможностей»

До 5 сентября районный отдел образования проводит комплектацию классов и распределяет рабочие часы педагогов. На 13 сентября от указанной школы не поступило никаких документов по количеству детей и их ежегодному медицинскому заключению о состоянии их здоровья. Для открытия групп нужно было пройти согласование с отделом образования, потом с Министерством образования КР. «Чтобы открыть группу, устроить туда трех учителей, нужно как-то оплачивать их работу. В прошлом году мы пошли навстречу и открыли классы в этой школе. Но мы ни одного документа не получили. На сегодняшний день комплект классов по всем школам района уже завершен», — сообщили в РОО.

Елена Полещукова. Фото автора

О Елена Полещукова

2 комментария

  1. Владимир Андрусенко

    Почему бы эту школу не перенести в г. Кара-Балта, к примеру в СШ — 3 ? Мы больше года работаем в данном направлении, по аналогичному проекту… У нас так же МНОГО наработок и планов… Уже есть несколько СПЕЦИАЛИСТОВ готовых работать в этом проекте на условиях ВОЛОНТЁРОВ (.т.е. совершенно БЕСПЛАТНО).. Но у нас в КР люди почему-то САМИ изобретают для себя сложности, а потом их ГЕРОИЧЕСКИ преодолевают… Вот и получается как всегда, как у ЛЕБЕДЯ, РАКА и ЩУКИ, в дополнение к тому что ещё и ЧИНОВНИКИ вместо того, чтоб (которые и избраны для того чтоб ПОМОГАТЬ тем кто им поверил) ОКАЗЫВАТЬ СОДЕЙСТВИЕ, наоборот СТАРАЮТСЯ СОЗДАТЬ КАК МОЖНО БОЛЬШЕ ПРИПОНОВ в этой сфере…. Неплохо бы было СОЗДАТЬ уже у нас какую нибудь ОБЪЕДИНЯЮЩУЮ НЕЗАВИСИМУЮ от БЮРОКРАТОВ и ПИССИМИСТОВ, СТРУКТУРУ для дальнейшего СОВМЕСТНОГО ОЩУТИМОГО СОТРУДНИЧЕСТВА…(Ведь не даром же когда-то считали, что «НЕ ЛУЧШЕ ЛИ ВМЕСТО ТОГО, ЧТОБ ПОСТОЯННО РУГАТЬ ТЕМНОТУ, попробовать САМОМУ ЗАЖЕЧЬ СВЕТ ?»…. Если будет возможность попытать нас РЕАЛЬНО ОБЪЕДИНИТЬ, то будем СМИ только БЕЗМЕРНО БЛАГОДАРНЫ и РАДЫ ПРИНОСИТЬ ПОМОЩЬ… (На всякий случай вот тел. 0555 322 440)

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

x

Check Also

Начальник управления аграрного развития по Жайылскому району Жумабек Джунушалиев поделился планами на следующий год

Осенние полевые работы в районе закончены. Последними собрали урожай свекловоды. Теперь самое время планировать работу ...

Дом семейного типа Вадима Яшина и Натальи Аслаповской отметил свое 15-летие

16 ноября 2018 года исполнилось 15 лет, как в селе Сосновка Жайылского района появился дом ...

Сотрудники ОБДД Жайылского района призывают водителей быть осторожнее на гололеде

Сотрудники ОБДД Жайылского РОВД призывают жителей района быть осторожнее на гололеде. Холодная погода, осадки неминуемо ...

WhatsApp chat