Главная > Новости > В селе Жекен Жайылского района объявили беспощадный бой пьянству

В селе Жекен Жайылского района объявили беспощадный бой пьянству

Совет аксакалов села Жекен Жайылского района с 1 января запретил продажу винно-водочных изделий в своем селе. Председатель совета старейшин Сабырбек Койчукеев отмечает, что пойти на такие меры они решили после многочисленных просьб жен и детей пьющих сельчан.

Аксакалы уже пытались воспитывать алкоголиков, а потом решили принять более жесткие меры.

«К нам поступают заявления жен, родных. Женщины жалуются на то, что мужья пьют и бьют их. Приходят и дети, плачут, рассказывая, что отец напился и выгнал их из дома. Поступает много жалоб и по поводу скандалов в общественных местах, конфликтов. Недавно к нам обратилась женщина, у которой муж пьет и не дает никому покоя дома. Ему 70 лет. В браке эта чета уже более 50 лет. Вот пошли к нему домой, чтобы побеседовать. При этом стараемся подбирать нужные слова, призываем остепениться, подумать о детях и внуках. Одни прислушиваются к нашим советам, другие нет. Мы хотим, чтобы после нас в родном селе осталось здоровое общество, чтобы семьи были крепкие, а молодежь — не пьющая. Мы не хотим, чтобы дети видели пьянство и скандалы своих родителей», — рассказывает председатель совета аксакалов.

По словам Сабырбека Койчукеева, злоупотребляют алкоголем в основном люди среднего возраста, от 30 до 50 лет. То есть попадает в эту категорию трудоспособная часть населения. Мужчины после работы вместо конфет и фруктов детям берут себе спиртное в сельском магазине. Со временем это становится привычкой, от которой уже не избавиться.

«Начинается все с одной бутылки пива или стопки, цена которой всего лишь 15 сомов. И так каждый день. Дело в том, что многие влезают в долги. А ведь эти деньги они могли бы потратить на семью. Мы, конечно, понимаем, что если человек захочет, он сможет найти и в другом месте. Но чтобы поехать в соседнее село Федоровку, нужно потратить время и деньги туда и обратно. Пусть небольшое, но все же препятствие возникает. Заядлых алкоголиков мы не остановим этим запретом, а вот начинающих, может, отвадим от вредной привычки», — объясняет житель села Жекен.

Идея о запрете возникла еще в позапрошлом году. Но тогда жители не знали, каким способом это сделать. Закон защищает права предпринимателей, а вот об интересах сельчан заботиться некому. И только в прошлом году появилась общественная организация — совет аксакалов, которая обладает многими полномочиями. По данным старосты села Жекен Эркина Шамырова, в совет старейшин входят пять человек. Выбирали их сами сельчане путем голосования. Членами совета аксакалов должны быть уважаемые жители села. Основным критерием является безупречная репутация среди населения.

«Контролировать исполнение решения совета старейшин будут сами сельчане. Село — не город. Здесь все на виду. Сразу будет видно, кто продает вопреки запрету. И наказывать суд аксакалов будет особым способом – общественным воздействием. Люди, которые не выполняют требований аксакалов, подлежат порицанию. В этом случае все село может объявить бойкот продавцу алкоголя. Мы не будем с ним здороваться, посещать его дом, приглашать на различные мероприятия. Вы представляете, когда все село отворачивается от одного человека! Он становится изгоем», — говорит староста села.

Эркин Шамыров сообщил, что решение о запрете реализации винно-водочных изделий было принято на сходе сельчан. В ходе голосования люди высказывали разные мнения. Против введения таких ограничений выступали в основном владельцы торговых точек и сами любители выпить. Но большинством голосов был введен запрет с 1 января 2018 года. Между тем, есть и те, кто считает, что решение аксакалов нарушает права частных предпринимателей. Они уверены, что запрет торговли алкоголем не даст результатов. По мнению продавца одного из магазинов соседнего села, если человек захочет выпить, то сделает это и в другом месте.

«Жены приходят к нам и осуждают за то, что мы продали алкоголь их мужьям. Но их никто пить не заставляет! Это воля каждого. И если они сами не могут приструнить мужей, то почему виноваты мы? И прежде чем закрывать магазины, продающие алкоголь в селе или на одной улице, пусть сначала закроют заводы по его производству. Это неправильно, надо начинать с верхов»,-  считает реализатор (представиться он не захотел).

Чтобы узнать, насколько полномочны суды аксакалов в селах, мы обратились к юристу. По данным адвоката Эркина Чокушева, суды аксакалов вправе рассматривать такие дела, как имущественные споры между гражданами, раздел общего имущества между супругами, дела о невыполнении родителями обязанностей по воспитанию детей, о невыполнении детьми обязанностей по содержанию родителей. Кроме того, они имеют право решать споры между пользователями земельных участков, в том числе о поливе, о нерациональном использовании земель сельскохозяйственного назначения и пастбищ. Также суды аксакалов могут принимать решения по поводу распития спиртных напитков в общественных местах, мелкого хулиганства,  оскорбления, клеветы, побоев, причинения легких телесных повреждений, осквернения могил, памятников, мест религиозных поклонений и многое другое.

«Суд аксакалов может рассматривать также дела о преступлениях, не представляющих большой общественной опасности, если органы дознания или следствия, с санкции прокурора, или суд передадут им такие дела в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством (в частности, по кражам личного имущества и скота граждан и т.д.). Они не вправе рассматривать дела, по которым уже были вынесены приговоры, судебные решения, наложены административные взыскания или состоялось решение суда аксакалов, принятое в пределах его компетенции. Суды аксакалов не юридические лица и не подлежат регистрации в органах юстиции, но имеют печати и штампы со своим наименованием. Такие суды обычно рассматривают гражданские споры на местах в том случае, если по ним нет судебного решения», — рассказывает Эркин Чокушев.

Суд старейшин может применить одну из следующих мер воздействия: вынести предупреждение, обязать принести публичное извинение потерпевшей стороне, объявить общественное порицание, обязать виновную сторону возместить причиненный материальный ущерб, наложить денежный штраф. Суды аксакалов в своей деятельности руководствуются Конституцией и законами Кыргызской Республики, указами президента, постановлениями правительства нашей страны, настоящим Временным положением о судах аксакалов КР, решениями местных государственных администраций и местных кенешей, своей совестью и личными убеждениями. Они вправе также руководствоваться нормами морали и нравственности, сложившимися в соответствии с обычаями и традициями народов Кыргызстана, не противоречащими законодательству страны.

Адвокат отмечает, что юридически совет старейшин не может запретить продавать спиртные напитки в селе Жекен, так как ущемляются права предпринимателей. Но с точки зрения морали такой способ вполне приемлем. «В данном случае считаю, что полный запрет — это перегиб. Нужно было ввести временные ограничения. А вообще в селах необходима пропаганда. Воспитание должно начинаться в каждой семье. В частности, приучать жителей проводить мероприятия без алкоголя. Беседовать на эту тему нужно с детского возраста», — говорит Э. Чокушев.

Кстати, совет аксакалов села Жекен за год своего существования сделал многое. В селе есть общественная казна, средства из которой направляются на нужды населенного пункта. Решение о выделении денег принимают старейшины. Летом сельчане отремонтировали дорогу, сделали ямочный ремонт. Осенью открылся детский сад на базе школы. Совет аксакалов выделил финансовую помощь из общественной казны дошкольникам на дорогу. Кроме того, к ним обращаются малоимущие граждане за помощью. Недавно совет старейшин принял решение об увеличении суммы, которая собирается на похороны сельчан. Если раньше с каждой семьи собирали по 100 сомов, то сейчас по 200. Аксакалы объяснили свое решение тем, что возросли цены на продукты и услуги.

«Бывает, водопровод поломается или деревья нужно вырубить. Иногда сельская управа просит помочь, так как денег в бюджете не хватает. Тогда мы собираем сход жителей и решаем, на что и сколько выделить денег. Все идет на благо нашего села. А общественные деньги появились благодаря нашим же сельчанам. Когда-то они их заработали на общественных работах и решили не забирать. Эту сумму мы стали выдавать жителям под небольшие проценты. Например, одному нужно посеять пшеницу, другому убрать урожай. Так они у нас и крутятся в обороте. Правда, немного, но со временем набегает. А потом мы их распределяем на нужды Жекена», — говорит председатель совета аксакалов Сабырбек Койчукеев.

Главной целью совета старейшин является возрождение традиций кыргызского народа. Когда уважали старших, воспитывали молодежь, оберегали детей. С. Койчукеев предлагает уделить особое внимание духовным ценностям, которые в современном мире уже давно смещены материальными благами. Запрет продажи спиртных напитков, уверен аксакал, — только первый шаг в достижении этой благородной цели.

Асель Аргынбаева. Фото автора

О Асель Аргынбаева

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

x

Check Also

Как работала «скорая» в праздничные дни

Новогодние праздники прошли спокойно. Об этом сообщила старший фельдшер скорой помощи Жайылского района и города ...

МЧС предупреждает: будьте осторожны на водоемах!

Водоемы таят серьезную опасность не только в летний купальный сезон, но и в зимний период. ...

В селе Сосновка отремонтировали детский сад

Министерство финансов КР выделило три миллиона 170 тысяч сомов на ремонт детского сада в селе ...

WhatsApp chat